Зубчатый ремень двигателя

 

Особенности устройства.

В качестве малошумящего привода верхнерасположенного распределительного вала служит зубчатый ремень, приводимый в движение коленчатым валом. Резиновый зубчатый ремень, армированный стальной проволокой, работает без износа, поскольку состав резины ремня служит сухой смазкой. Ремень натягивается специальным натяжным роликом и приводит в действие распределительный вал, который, в свою очередь, приводит в движение масляный насос и распределитель зажигания.

В шестнадцатиклапанном двигателе зубчатый ремень приводит в движение один из двух распределительных валов. Для натяжения используется натяжной ролик. Приводимый в движение зубчатым ремнем промежуточный вал служит для приведения в действие масляного насоса.

Снятие крышки зубчатого ремня.

Снять клиновый ремень.

На восьмиклапанном двигателе с жестяной крышкой открутить обе расположенные справа снаружи гайки крышки головки цилиндров, а также гайку с буртиком и с внутренним шестигранником на торце верхней крышки.

При наличии пластмассовой крышки вывести из зацепления две пружинные скобы.

На двигателе 16 V выкрутить винт с внутренним шестигранником на верхней крышке.

На всех двигателях: снять верхнюю крышку.

Открутить шкивы клинового ремня на коленчатом валу (в зависимости от модификации двигателя возможно придется снять еще и гаситель крутильных колебаний) и на водяном насосе.

Открутить болт(ы) и гайку (и) крепления нижней крышки зубчатого ремня и снять ее.

При установке снова тщательно установить уплотнительные полоски на нижнюю крышку, при необходимости заменить их, на верхней жестяной крышке имеются три уплотнительные полоски.

Болты шкивов клинового ремня затягиваются моментом 20 Нм, гайки и болты крышки зубчатого ремня - моментом 10 Нм.

Шкив клинового ремня с гасителем крутильных колебаний двигателя 16 V может установлен только в определенном положении.

Проверка состояния зубчатого ремня.

Снять крышку зубчатого ремня.

Зубчатый ремень не должен быть запачкан маслом и не иметь трещин.

Концы зубцов должны быть в порядке и не должны иметь следов износа.

Для осмотра ремня по всей длине следует провернуть двигатель.

Поврежденный зубчатый ремень следует обязательно заменить.

Проверка натяжения зубчатого ремня.

Снять крышку зубчатого ремня.

Натяжение проверяется в месте наибольшей длины между опорными точками - между шестерней распределительного вала и шестерней промежуточного вала.

Восьмиклапанный двигатель: не нагретый зубчатый ремень при правильном его натяжении должен поворачиваться большим и указательным пальцами на угол 90((прямой угол).

На двигателе 16 V следует применять специальное приспособление VW 210. Этот прибор проверяет натяжение ремня на его определенной длине.

Ударить резиновым молотком по ремню между шестерней распределительного вала и шестерней промежуточного вала.

Установить измерительный прибор и записать показания.

Провернуть коленчатый вал два раза. Проворачивать только за шкив клинового ремня коленчатого вала!

Повторить измерение.

Вычислить среднее значение полученной величины.

Если величина по шкале составляет 13-14 единиц, значит все в порядке. В противном случае следует дотянуть ремень.

Проверка натяжения зубчатого ремня шестнадцатиклапанного двигателя.

Снять крышку зубчатого ремня.

Ударить резиновым молотком по зубчатому ремню между шестернями распределительного и промежуточного валов.

В этом же месте проверить прогиб ремня, надавив большим пальцем. При правильном натяжении ремень не должен прогибаться больше чем на 11 мм.

В случае сомнения следует повторить измерение после проворачивания коленчатого вала.

Натяжение зубчатого ремня следует проверять при помощи измерительного прибора как можно чаще.

Для проверки положения зубчатого ремня вне мастерской следует захватить его двумя пальцами и попытаться повернуть на 90((1/4 оборота).

Регулеровка натяжения зубчатого ремня.

В мастерской для поворачивания регулировочного эксцентрика применяется приспособление Matra VI59. Ниже будет описано как произвести регулировку без этого приспособления.

Измерить натяжение зубчатого ремня.

Немного ослабить стяжную гайку на рамке натяжителя.

Ролик не должен перемещаться на эксцентрике рукой.

Вставить отвертку в одно из отверстий шестерни распределительного вала.

Повернуть шестерню распределительного вала чуть- чуть влево, чтобы зубчатый ремень на натяжном ролике был ослаблен.

Небольшим молотком осторожно ударить по натяжному ролику слева, чтобы он соскользнул по эксцентрику вправо и чтобы ремень при этом натянулся. При выполнении этого следует удерживать шестерню распределительного вала.

Снова затянуть стяжную гайку на натяжном ролике.

Проверить натяжение ремня.

Замена зубчатого ремня на восьмиклапанном двигателе.

Поставить поршень 1 -го ци-' линдра в положение ВМТ.

Снять крышку зубчатого ремня.

Ослабить натяжение ремня. Для этого после ослабления стяжной гайки следует повернуть натяжной ролик против часовой стрелки.

Снять зубчатый ремень.

Поставить новый зубчатый ремень. Если положение коленчатого и распределительного валов не менялось, значит моменты открывания/закрывания клапанов (фазы газораспределения) соответствуют норме. Перед окончательной сборкой следует проверить предохранительный сегмент.

При надевании зубчатого ремня на восьмиклапанном двигателе метка на задней стороне шестерни распределительного вала должна быть на одной высоте с краем эталона.

Если снималась головка цилиндров, следует в любом случае отрегулировать моменты открывания/закрывания клапанов (фазы газораспределения).

Замена зубчатого ремня в шестнадцатиклапанном двигателе.

Поставить первый цилиндр в положение ВМТ

Снять крышку зубчатого ремня.

Ослабить ремень и снять его.

Надеть новый зубчатый ремень.

Определить фазы газораспределения.

Регулеровка фаз газораспределения на восьмиклапанном двигателе.

Повернуть шестерню распределительного вала таким образом, чтобы метка, выбитая на обратной стороне шестерни, была на одной высоте с передним краем крышки головки цилиндра.

Надеть зубчатый ремень на шестерни коленчатого и промежуточного валов.

Закрепить шкив клинового ремня коленчатого вала всеми четырьмя болтами, следя при этом за его правильным положением.

Повернуть коленчатый вал таким образом, чтобы риска на шкиве клинового ремня совпала с меткой выбитой на шестерне промежуточного вала.

Надеть зубчатый ремень, следя на тем, чтобы положение шестерни и шкивов не изменилось.

Натянуть зубчатый ремень, поворачивая натяжной ролик по часовой стрелке.

Провернуть двигатель на полных два оборота и снова проверить регулировку.

Перед установкой нижней крышки зубчатого ремня следует снова снять шкив клинового ремня коленчатого вала.

Положение коленчатого вала зубчатого ремня с установленной нижней крышкой зубчатого ремня: метка на шкиве клинового ремня должна находиться под стрелкой на крышке зубчатого ремня.

Проверить регулировку зажигания.

Если зубчатый ремень снимался только с шестерни распределительного вала, после сборки необходимо произвести следующую проверку:

Снять крышку распределителя и проверить, показывает ли ротор распределителя ни риску на краю корпуса распределителя.

Если это не так, следует ослабить болт распределителя.

Повернуть распределитель, чтобы ротор совпал с риской, при необходимости следует снять распределитель зажигания и установить заново.

Снова затянуть болт крепления.

Провернуть двигатель на два оборота и снова проверить регулировку.

В заключение проверить момент зажигания.

Регулировка фаз газораспределения на шестнадцатиклапанном двигателе.

Повернуть коленчатый вал так, чтобы ни один из поршней не стоял в положении ВМТ.

Надеть зубчатый ремень на шестерни коленчатого и промежуточного волов.

Поставить крышку зубчатого ремня внизу.

Установить гаситель крутильных колебаний (следя за правильностью положения)

Положение шестерни зубчатого ремня распределительного вала двигателя 16 V.

При снятой крышке головки цилиндров зарубка на обратной стороне шестерни должна быть на высоте верхнего края головки цилиндров.

Если крышка головки цилиндров снята, следует ориентироваться по риске на внутренней стороне шестерни распределительного вала: она должна находиться горизонтально на высоте головки цилиндров.

При установленной крышке головки цилиндров нужно ориентироваться по метке спереди на шестерне ремня, которая должна совпадать с меткой в виде стрелки на крышке головки цилиндров.

Повернуть коленчатый вал так, чтобы риска на гасителе крутильных колебаний совпала со стрелкой на нижней крышке зубчатого ремня.

Надеть зубчатый ремень так, чтобы не изменилось положение шестерен и шкивов.

Натянуть зубчатый ремень

Провернуть двигатель на два оборота, снова проверить регулировку.

Установить верхнюю крышку зубчатого ремня, шкив клинового ремня и клиновой ремень.

Проверить регулировку зажигания.

Натяжение и замена зубчатого ремня в дизельных двигателях.

Снятие

Перед снятием ремня отметить мелом направление его движения.

Снять кожух ремня и, крышку головки блока цилиндров, а также пластмассовую пробку с коробки передач.
С 02.83г. ремень защищен не крышкой а кожухом. В этом случае необходимо сбивать зубчатое колесо ударами пластмассового молотка по бородку, вставленному а отверстие задней крышки кожуха.

Установить коленвал в положение ВМТ первого цилиндра, путем проворота коленвала за торцовую гайку на шкиве.

В необходимом положении оба кулачка первого цилиндра должны смотреть вверх, а также должна совпасть маркировка маховика с приливом в отверстии коробки. Только в этом положении установочную линейку можно вставить в шлиц распредвала.

Застопорить распредвал установочной линейкой, которая имеет выступ, предохраняющий распредвал от проворачивания.

Выверить положение установочной линейки. Для этого необходимо вращать распредвал, пока конец линейки не упрется в головку блока цилиндров. На другом конце линейки с помощью щупов измерить зазор.

Соответствующим стержнем застопорить зубчатое колесо насоса форсунок.

Отпустить гайку натяжного ролика , ослабив тем самым зубчатый ремень.

Ослабить и снять клиновой ремень.

Снять шкив клинового ремня и нижний щиток кожуха зубчатого ремня.

Если проворачивается распредвал при снятом ремне, то при этом не один из поршней не должен находиться в положении ВМТ. Иначе могут быть повреждены поршни и клапана. Если все же необходимо чтобы коленвал провернулся, следует расположить все поршни одинаково ниже ВМТ. Для этого необходимо на верхней части шкива клиновидного ремня при положении первого цилиндра в ВМТ сделать метку, затем провернуть этот шкив на четверть оборота.

Установка.

Проверить в отверстии коробки, расположение указателя ВМТ маховика на маркировке.

Отпустите болт крепления зубчатого колеса распредвала на 180 °. Сбейте колесо с конуса распредвала с помощью пластмассового молотка.

Надеть зубчатый ремень и удалить фиксатор зубчатого колеса насоса форсунок.

Натянуть зубчатый ремень, и затянуть гайку натяжного ролика с моментом 45 Нм, а затем затянуть болт крепления зубчатого колеса распредвала с моментом 45 Нм.

Вынуть установочную линейку.

Провернуть коленвал на два оборота по ходу вращения при работе двигателя. Осадить пластмассовым молотком ремень между зубчатыми колесами распредвала и насоса, проверить натяжение зубчатого ремня и если требуется, подтянуть его.

Проверить начало работы насоса форсунок.

Установить шкив клинового ремня, нижнюю крышку кожуха и натянуть клиновой ремень.

Закрыть пробку коробки передач.

Заменить прокладку головки блока цилиндров.

Установить защиту плоскозубчатого ремня.

Натяжение зубчатого ремня

Снять крышку защиты кожуха ремня. Осадить зубчатый ремень между распредвалом и колесом насоса пластмассовым молотком.

Ослабить пружину на приборе проверки VW 210 путем его вращения за ручку. Установить прибор между распредвалом и насосом, так чтобы зубчатый ремень лежал между полозьями и измерительным наконечником прибора.

Предварительно натянуть прибор за ручку до значения шкалы 12-13. При этом сбоку на измерительном приборе выступает стальной язычок, на котором расположена белая отметка, которая должна выровняться с краем прибора. В противном случае необходима регулировка зубчатого ремня.

Установить проверочный прибор, а затем установить прибор на значение 12-13. Провернуть натяжной ролик, до тех пор пока белая перпендикулярная линия на язычке прибора не установится напротив его корпуса. Затянуть гайку ролика с моментом 45 Нм. Вращая коленвал на один оборот, повторить измерения.

Надеть верхнюю крышку кожуха зубчатого ремня.

Проверить начало подачи насоса форсунок.

При отсуствии установочного и проверочного инструмента натяжение ремня можно временно выставлять на глаз: а именно так, чтобы его нельзя было повернуть взяв большим и указательным пальцами более чем на 90°.