Главная передача и полуоси

 

Коробка передач и главная передача вместе с дифференциалом размещены в общем корпусе. Крутящий момент от двигателя передается на коробку передач и далее через шестерню ведомого вала коробки передач на ведомую шестерню главной передачи. С ведомой шестерней жестко соединена коробка дифференциала, состоящего из четырех конических шестерен, находящихся во взаимном зацеплении.

Две полуосевые шестерни соединены с полуосями колес. Две другие шестерни (сателлиты) надеты на ось. Во время движения по прямой оба ведущих колеса автомобиля вращаются с той же скоростью, что и ведомая шестерня главной передачи. Две осевые шестерни дифференциала также вращаются с одинаковой скоростью, вследствие чего сателлиты оказываются неподвижными. На повороте внешнее колесо автомобиля должно пройти больший путь, чем внутреннее. В этом случае начинает работать дифференциал. Внешнее колесо автомобиля вращается быстрее; быстрее вращается и коническая шестерня дифференциала, жестко связанная с осью внешнего колеса. Эта шестерня воздействует через сателиты на вторую коническую шестерню, которая связана через свой вал с внутренним колесом автомобиля. В результате внутреннее колесо начинает вращаться медленнее. Разница в скоростях ведущих колес на повороте необходима, в противном случае внешнее колесо, которое должно пройти больший путь, катилось бы с проскальзыванием.

Однако действие дифференциала имеет и побочный отрицательный эффект. Если при трогании с места одно ведущее колесо стоит на скользкой поверхности, то на другое ведущее колесо не воздействует сила вращения и автомобиль иногда не может сдвинуться с места.

Полуоси

Чтобы во время езды на рулевое управление действовали как можно меньшие силы, шарниры полуосей должны равномерно передавать крутящий момент в любом положении подвески управляемых колес.

Проверка чехлов полуосей

Шарниры полуосей защищены от воздействия влаги и грязи с помощью резиновых чехлов, наполненных смазкой с двуокисью молибдена в количестве 9,0 г каждый.

Поднять переднюю часть автомобиля так, чтобы оторвать передние колеса от земли.

Поворачивая колеса, проверить состояние резиновых чехлов. Убедиться, что они не порваны и не потрескались.

Проверить надежность крепления чехлов хомутами.

Следы смазки на поверхности чехла -сигнал тревоги. Отсутствие смазки, грязь и влага, попадающие внутрь чехла, очень быстро выводят шарнир из строя.

Поврежденные чехлы заменить немедленно. С этой целью снять полуоси. Следует помнить, что для разных коробок передач полуоси имеют разную длину

Если потребуется замена, полуоси можно купить. Обратите внимание: левый вал короче правого (445,5 мм и 658 мм). При повторной установке полуоси вам потребуется новая гайка с буртиком для ступицы колеса

 

 

Коробка передач

Длина полуоси без шарниров

Замечания

левый

правый

Двигатель 1,1/1,3 л

467,5

658

 

Двигатель 1 ,5/1 ,6 л с механической коробкой передач

445,5

658

левая полуось - сплошная , правая - пустотелая

Двигатель 1,5/1,6 л с автоматической коробкой передач

445,5

 

658

 

 

 

Поиск неисправностей полуосей

В большинстве случаев шарниры приводных валов могут внезапно выйти из строя, но время от времени эти явления могут то появляться, то исчезать. "Спокойная фаза" может длиться на протяжении многих дней или километров пути.

Характерными являются ритмичные шумы, щелчок при нажатии и отпускании педали акселератора. Если эти звуки меняются в зависимости от поворота управляемых колес, значит, шарнир со стороны колеса имеет дефект.

Вибрации и дрожащие движения в руле при повороте колес тоже указывают на то, что внешний шарнир поврежден.

Если при начале движения с места с вывернутыми колесами раздается треск, то этот звук необязательно исходит от шарнира полуоси, возможно, это из-за подшипников ступиц колес.

Снятие полуоси

Контргайка у ступицы оси является самоконтрящейся, и каждый раз при сборке ее следует менять. Кроме того, важно знать, что приподнятый автомобиль со снятой полуосью нельзя опускать с опор и вообще сдвигать. В противном случае подшипники колес нагружаются неравномерно, а ролики подшипников повреждаются.

Снять защитный колпак ступицы.

Отвернуть шестигранную гайку SW 30 в ступице колеса; для этого автомобиль должен стоять абсолютно надежно.

Спереди машину приподнять на подставки.

Вывернуть болты с внутренней "звездочкой" возле коробки передач.

Полуось отодвинуть от фланца коробки
передач; вытянуть полуось.

Вынуть полуось из ступицы колеса.

У автоматической коробки передач: после отсоединения зажимного соединения вынуть полуось из ступицы колеса. Только после того, как ступица колеса будет наклонена наружу, можно вынуть полуось.

При монтаже установить болты (с внутренней "звездочкой") вместе с новыми пружинными кольцами или прокладками. Момент затяжки должен быть равен 45 Нм.

Опустить машину; блокировать колеса. Новую гайку ступицы оси затянуть моментом 230 Нм.

Разборка приводного вала

Чтобы заменить чехлы или шарниры, снятую полуось следует разобрать. Трудность заключается в том, что шарнир со стороны коробки передач запрессован. Если вы не сможете его разобрать с помощью нашего метода, тогда его нужно снять в мастерской и напрессовать новый шарнир. Кроме того, учтите, что с августа 1980 г., параллельно с прежним исполнением, применяется еще несколько другое крепление внешнего шарнира.

Внешний шарнир: у еще целого чехла разогнуть большой бандаж, снять предохранительную оболочку.

Если чехол поврежден, следует его снять полностью.

В шарнире прежнего конструктивного исполнения разжать предохранительное кольцо; одновременно ударять по цапфе колеса.

При сборке вставить предохранительную шайбу, распорное кольцо и тарельчатую пружину в вышеприведенной последовательности.

Шарнир одевать на вал, пока вставленное предохранительное кольцо не попадет в паз вала.

Если шарнир имеет новое исполнение, то его отсоединяют от вала посредством мощного удара пластмассовым молотком.

При сборке обратить внимание на посадку тарельчатой пружины и распорного кольца.

Надеть чехол.

Вставить в паз полуоси новое предохранительное кольцо; затем по шарниру ударять пластмассовым молотком до тех пор, пока предохранительное кольцо не зафиксируется.

В новый шарнир под чехол вводится 90 г смазки МоS2; уже бывший в употреблении шарнир смазывают дополнительно.

Надежно зафиксировать зажимные скобы манжеты.

Внутренний шарнир: осторожно постучать молотком и пробойником, чтобы отделить листовую предохранительную крышку (с укрепленной там манжетой) от кардана.
Ставить пробойник надо в нескольких местах вокруг шарнира.

У конца вала двумя отвертками извлечь из паза предохранительное кольцо шарнира.
Шарнир отсоединить от вала, ударяя молотком.

Отсоединить тарельчатую пружину от полуоси.

Разогнуть зажимную скобу чехла или разрезать режущим инструментом; снять чехол.

Установить новый чехол. Надежно зафиксировать зажимную скобу.

Тарельчатую пружину установить таким образом, чтобы ее больший диаметр был направлен к шарниру.

Постучать по шарниру, чтобы обеспечить его посадку на предписанном месте; установить предохранительное кольцо.

С каждой стороны в новый шарнир под чехол ввести по 45 г смазки МоS2. Если шарнир уже был в употреблении, смазать его дополнительно.

Надеть предохранительную крышку манжеты; при необходимости слегка постучать по ней молотком.

Полуоси с 4 насечками, изготовленные до января 1980 г. из сплошного материала, имеют тарельчатую пружину без внутренних зубьев. У более нового исполнения (обозначение: по 5 насечек у обоих концов) имеется тарельчатая пружина с внутренними зубьями.

Rambler's Top100