Сцепление

 

Особенности устройства

Сцепление постоянно замкнутого типа, однодисковое, сухое, с диафрагменной центральной нажимной пружиной и гасителем крутильных колебаний (демпфером) на ведомом диске .

Сцепление крепится на маховике 7 шестью болтами
и тремя установочными штифтами, которые центрируют сцепление относительно маховика. Оно закрывается алюминиевым картером 1, который крепится к блоку двигателя.

Со стороны двигателя картер сцепления закрывается верхней и нижней крышками. У верхней крышки имеется шкала 9 с делениями, а на маховике метка, по которым устанавливают и проверяют момент зажигания. С этой целью на картере выполнен смотровой люк. В отверстие нижнего прилива картера сцепления запрессована втулка 2, на которую опирается нижний конец вилки 3 выключения сцепления.

Верхний конец вилки заходит в пластмассовую втулку. Рычаг вилки выходит через люк наружу и соединяется с тросом привода выключения сцепления. На выходе рычаг вилки уплотняется защитным чехлом. В картере сцепления выполнены гнезда под подшипники первичного и вторичного валов коробки передач.

Подшипник 15 первичного вала герметизируется сальником 14. К внутреннему торцу гнезда этого подшипника крепится болтами направляющая втулка 14 муфты 27 подшипника выключения сцепления. Ведущая часть сцепления, состоящая из кожуха и, нажимного диска 8 и нажимной пружины 5, выполнена неразъемным узлом и имеет жесткое соединение с маховиком. Эта часть сцепления предназначена для передачи крутящего момента на ведомую часть сцепления. Кожух и сцепления отштампован из специальной стали. К нему заклепками крепятся три пары упругих пластин 26, соединяющие кожух сцепления с нажимным диском 8. Такая упругая связь обеспечивает передачу крутящего момента от кожуха сцепления на нажимной диск и осевое перемещение нажимного диска в кожухе при выключении сцепления. Кроме того, за счет упругости соединительных пластин нажимный диск отводится от ведомого диска при выключении сцепления.

В гнездах кожуха приварены опорные кольца 12 круглого сечения. Они являются опорами для нажимной пружины 5. относительно которых происходит ее прогиб при выключении сцепления.

Нажимный диск 8 чугунный, имеет три прилива, через отверстия которых проходят заклепки крепления упругих пластин 26. Со стороны кожуха сцепления на нажимном диске выполнены углубления для вентиляции сцепления и кольцевой выступ, на который давит наружная кромка нажимной пружины. Нажимная пружина 5 отштампована из листовой стали, имеет форму усеченного конуса.

Радиальные прорези, делящие пружину на двенадцать секторов, образуют на поверхности пружины лепестки, работающие как рычаги выключения сцепления. Прорези на периферии переходят в фигурные отверстия, в которые при сборке заходят выступы кожуха сцеплений. При этом пружина помещается между опорными кольцами 12.
Концы лепестков в месте контакта с подшипником выключения сцепления загнуты до закругления. Нажимная пружина фосфатирована и подвергается дробеструйной обработке.

Ведомая часть сцепления состоит из ведомого диска 6 в сборе с фрикционными накладками 17 и гасителем крутильных колебаний (демпфером). Ведомая часть расположена на шлицах первичного вала коробки передач и, принимая крутящий момент от деталей ведущей части, передает его на вал 16.

Ведомый диск стальной с фигурными прорезями, делящими его на восемь лепестков, загнутых в разные стороны.
Это придает волнообразную форму рабочей поверхности диска. К лепесткам ведомого диска независимо друг от друга приклепаны стальными заклепками фрикционные накладки 17. Головки заклепок утопают в отверстиях накладок, а их стержни расклепаны со стороны диска через отверстия противоположной накладки. Таким образом, к каждому лепестку приклепаны обе накладки, каждая своей заклепкой. Такое крепление накладок сохраняет волнообразную поверхность ведомого диска, а это обеспечивает плавное включение сцепления, так как ведомый диск становится плоским постепенно, по мере увеличения усилия прижатия его к поверхности маховика. При этом ведомый диск первоначально проскальзывает относительно поверхностей маховика и нажимного диска, и передаваемый крутящий момент возрастает постепенно. Это предохраняет детали трансмиссии от перегрузок и обеспечивает плавное трогание с места.

С этой же целью, а также для гашения крутильных колебаний, ведомый диск соединяется со ступицей 20 через детали гасителя крутильных колебаний, которые обеспечивают упругую связь между ними.

Во фланце ступицы выполнены шесть прямоугольных окон и три подковообразных выреза. Через них проходят упоры 21 гасителя, которые соединяют переднюю 18 и заднюю 22 пластины демпфера с ведомым диском. В пластинах демпфера и в ведомом диске, как и в ступице, имеются прямоугольные окна, в которых расположены три пары пружин 23 разной упругости и цвета покрытия. Пружины одинакового цвета расположены напротив друг друга. Применение пружин разной и определенной упругости расширяет зону действия демпфера и обеспечивает нужную характеристику его работы. С обеих сторон фланца установлены фрикционные кольца 19: одно стальное, другое из фрикционного материала. Пружинная шайба 25 демпфера через опорное кольцо 24 создает постоянный момент трения между поверхностями фрикционных колец и ступицы. Выключение сцепления
осуществляется через механический привод, усилие от которого через рычаг вилки 3 передается на муфту 27 подшипника выключения сцепления.

Муфта 27 в сборе с подшипником 4 расположена на направляющей втулке 13. К выступам муфты прижимается пружиной 28 вилка 3 выключения сцепления.

Снятие и установка сцепления и его привода

Снятие. Для снятия троса привода сцепления отверните нижнюю регулировочную гайку и выньте нижний наконечник оболочки троса из гнезда кронштейна. Затем отсоедините поводок от рычага вилки выключения сцепления. Снимите стопорную скобу с пальца педали и отсоедините трос педали. Извлеките трос в сборе с буфером обоймой из щитка передка кузова.

При необходимости снятия педали сцепления снимите оттяжную пружину педали тормоза и оттяжную пружину педали сцепления, снимите стопорную скобу с пальца педали тормоза и отсоедините педаль тормоза от вилки толкателя вакуумного усилителя. Снимите стопорную скобу с оси педалей и выньте ось педалей из отверстия кронштейна, снимите педали сцепления и тормоза в сборе с втулками.

Для снятия вилки выключения сцепления, выньте втулку из картера сцепления затем извлеките вилку.

Для снятия ведомого диска сцепления предварительно снимите коробку передач, затем отверните болты крепления кожуха сцепления к маховику и снимите кожух в сборе с нажимным диском; при этом освобождается ведомый диск сцепления.

Установка сцепления и его привода проводится в последовательности обратной снятию, с учетом следующего:

очистите и промойте уайт-спиритом шлицы в ступице ведомого диска и на первичном валу коробки передач, проверьте состояние шлицев;

Смазку на шлицы ведомого диска и шлицы первичного вала коробки передач лучше не наносить, т.к. закоксовавшаяся со временем смазка может приводить к заеданию ведомого диска.

шлицы надо покрыть тонким слоем трансмиссионного масла.

установите сцепление, расположив ведомый диск выступающей частью ступицы в сторону нажимного диска и отцентрируйте диск относительно маховика оправкой А.70081, заменяющей шлицевой конец первичного вала коробки передач.

смажьте втулки смазкой ШРУС-4;

смажьте втулки педалей, пальцы на педалях сцепления и тормоза и палец поводка троса пластичной смазкой ШРУС-4;

Проверка технического состояния и контроль сцепления

Проверка состояния ведомого диска. Фрикционные накладки ведомого диска необходимо заменять новыми в случае:

появлении растрескиваний;

уменьшении расстояния между головкой заклепки и рабочей поверхностью накладки до 0,2 мм;

неравномерного износа и односторонних задирах.

При замене накладок ведомого диска применяйте приспособление 67.7822.9529.

Если биение рабочих поверхностей фрикционных накладок более 0,5 мм, то выправьте ведомый диск ключом 67.7813.9503 или замените его новым.

Проверка упругости пружин. Оттяжная пружина педали сцепления и оттяжная пружина педали тормоза одинаковые. При нагрузке [(117,6+-5,,9) Н (12,0±0,6) кгс] длина пружины должна быть 160 мм, при нагрузке [(12,74+-1,20) Н (1,3±0,2) кгс] - 80 мм.

Проверка состояния троса. Крепление наконечников троса и поводка должно быть надежным. Трос должен свободно перемещаться внутри оболочки. Оболочка троса не должна иметь повреждений и заломов, резиновый буфер и защитный чехол трещин и надрывов. При ослаблении наконечников повреждении оболочки троса и других его элементов замените трос новым.