Генератор

 

Особенности устройства.

Генератор - это устройство, которое вырабатывает электроэнергию. Он находится под капотом двигателя. Все потребители тока должны снабжаться электроэнергией. Пока двигатель не работает, аккумулятор обеспечивает питание потребителей. Как только заведется двигатель, генератор начинает работать в качестве источника электрического тока.

В описываемых моделях автомобилей установлен генератор переменного тока. Он приводится в действие от двигателя через клиновидный ремень. Генератор вырабатывает переменный ток. Так как аккумулятор заряжают постоянным током, то полупроводниковые диоды осуществляют необходимое выпрямление переменного тока. Диоды восприимчивы к слишком высоким напряжениям.

Когда двигатель работает, между аккумулятором и генератором нельзя подсоединять или разъединять кабель, ведь из-за этого напряжение может мгновенно увеличиться (пик напряжения), диод перегреется и выйдет из строя.

Генератор не может работать без правильно подсоединенного и исправного аккумулятора. АКБ служит в качестве ограничителя напряжения для генератора.

Все без исключения соединения в комплексе "генератор-аккумулятор "масса" должны иметь очень надежную фиксацию. Даже один плохой контакт может вызвать появление пиков напряжения.

Следует снимать оба провода с аккумулятора, когда осуществляется быстрая зарядка АКБ или электросварка кузова.

В автомобилях "Фольксваген", в зависимости от года выпуска и особого оснащения, установлены генераторы с силой тока от 45 до 65 А. При максимальном напряжении 14 В мощность составляет от 630 до 910 Вт. Две трети этой мощности вырабатываются уже при 2000 оборотов генератора. В генераторе вращение более быстрое, чем в двигателе. При передаточном отношении 1:2 две трети мощности развиваются при несколько увеличенном числе оборотов холостого хода. При включении потребителей, нуждающихся в большом количестве электроэнергии, вы замечаете эту относительно высокую мощность генератора. Число оборотов холостого хода падает, так как генератор потребляет больше мощности.

Чем быстрее генератор вращается, тем выше поднимается напряжение и подаваемый электрический ток. Такое увеличение тока и напряжения не выдерживают потребители в автомобиле. Регулятор, установленный на генераторе, ограничивает напряжение и предотвращает перегрузку аккумулятора. Через контактные угольные щетки генератора течет только небольшой ток. Кроме того, щетки движутся по гладким контактным кольцам. Это обуславливает лишь незначительный износ, срок службы составляет, как минимум, 80.000 км. Угольные щетки размещены на внутренней стороне регулятора напряжения.
Генератор фирмы "Бош" с августа 1980 г. имеет так называемый гибридный регулятор. Он отличается более компактной конструктивной формой и имеет более длинные угольные щетки. Такой регулятор подходит только к новейшим генераторам "Бош".

Проверка технического состояния и ремонт.

Если генератор или его регулятор отказались работать, дальнейшая езда еще не поставлена под угрозу, так как есть аккумулятор. В дизельном двигателе нет системы зажигания, следовательно, если его завели, он может дальше работать без электрического тока. Поэтому теоретически длительность поездки не ограничивается. Но практически все выглядит иначе. Если аккумулятор "сел", электромагнитный выключатель прерывает подачу топлива в топливный насос, и с поездкой покончено. Поэтому если предполагается длительная поездка, надо заблокировать, шунтировать выключатель. В любом случае надо экономить расход электроэнергии хотя бы для того, чтобы сигнальные устройства всегда были готовы к работе. Поэтому нужно учесть следующее:

Без нужды не прерывать движение.

Стартер и система дополнительного накаливания потребляют много электроэнергии. Если возможно, дайте автомобилю свободно катиться и запускайте двигатель с ходу.

Не следует включать обогрев заднего стекла, вентилятор и радио. Что касается стеклоочистителя, надо тоже по возможности экономить электроэнергию.

Ночью придется ехать без включения дальнего света и противотуманных фар.

Снять с генератора многоконтактный штекер, чтобы за короткое время аккумулятор не мог разрядиться из-за неисправного генератора или регулятора напряжения.

Тот водитель, который желает полностью исключить дальнейшие неисправности, которые могут появиться в генераторе во время движения автомобиля, дополнительно снимает регулятор.

Проверка регулятора напряжения

Присоединить зажимы вольтметра между клеммой В+ генератора и "массой".

Дать двигателю поработать на оборотах 2000 об/мин.

Регулирующее напряжение должно составлять 13,3-14,6 В.

Если при измерении обнаруживается более высокое зарядное напряжение, значит регулятор имеет дефект и его следует заменить.

Слишком низкое напряжение может появиться из-за того, что контактные щетки изношены.

Проверка контактных щеток фирмы Bosch

Отвернуть два крепежных болта у регулятора.

Снять регулятор.

Регулятор повернуть, чтобы угольные щетки не висели.

Замерить величину, на которую выступают угольные щетки из регулятора.

Если эта величина составляет только 5 мм, щетки надо менять.

Замена контактных щеток фирмы Bosсh

Угольные контактные щетки припаяны к держателю своими присоединительными проводами. Поэтому вам потребуется паяльник. Новые щетки до июля 1980 г. имеют длину 10 мм, а с августа 1980 г. - 12 мм.

Распаять присоединительные провода, вынуть щетки.

Снять нажимные пружины со старых угольных щеток и установить их на новые.

Припаять провода.

Проверка контактных щеток фирмы Motorola

Отвернуть оба крепежных винта регулятора на задней стороне генератора.

Вытянуть регулятор и расположенный позади него держатель угольных контактных щеток.

Измерить длину щеток.

Если остаточная длина составляет только 5 мм, значит щетки изношены.

Щетки не следует менять по отдельности, а только вместе с щеткодержателем.

Замена контактных щеток фирмы Motorola

Щетки фирмы Моtогоlа нельзя вынуть из держателя. Держатель должен быть заменен в комплекте с угольными щетками.

Отсоединить провода от держателя угольных контактных щеток. Разъем остается присоединенным к регулятору.

Снять со старого щеточного держателя разъем зеленого провода и вставить в новый держатель.

К контактной панели присоединительной пластины подключается разъем красного кабеля.

Снятие генератора

Снять "массовый" провод аккумулятора.

Зажимную скобу многоконтактного штеккера генератора отодвинуть в сторону.

Снять штеккер, за провода не тянуть.

Отсоединить от корпуса генератора "минусовой" провод.
Вынуть регулировочный болт.

Снять клиновидный ремень.

Отвернуть гайку поворотного болта генератора.

Вытянуть поворотный болт, придерживая при этом генератор.

Клиновидный ремень

Проверка натяжения клиновидного ремня

Клиновидный ремень приводит в действие не только генератор, но и водяной насос. По этой причине следует тщательно контролировать натяжение ремня.

Сильно нажать пальцем на клиновидный ремень между шкивом коленчатого вала и генератором.

Если натяжение правильное, ремень должен прогнуться только на 5 мм, новый ремень - на 2 мм.

Если ремень натянут правильно, следует проверить, хорошо ли затянуты натяжной болт генератора и гайка поворотного болта.

Натяжение клиновидного ремня

Ослабить болт кронштейна генератора.

Между двигателем и генератором снизу приставить мощную отвертку.

Для натяжения ремня генератор снизу оттянуть от двигателя.

Одновременно другой рукой затянуть регулировочный болт кронштейна генератора.

Если генератор нельзя сдвинуть, надо слегка ослабить поворотный болт.

После натяжения клиновидного ремня дать короткое время поработать двигателю, проверить натяжение, при необходимости еще раз натянуть.

Проверка состояния клиновидного ремня

Поскольку в настоящее время устанавливают мощные генераторы, клиновидные ремни передают значительные усилия. Поэтому натяжение устанавливается сильнее, чем раньше.

Слишком малое натяжение обусловливает большее проскальзывание ремня наряду с недостаточной передачей усилий на генератор и водяной насос. Вследствие этого увеличивается температура ремня и преждевременно истираются его края.

Если натяжение ремня слишком малое, при резких ускорениях шкив ремня коленвала прокручивается под ремнем, появляется неравномерный износ на боковых поверхностях ремня.

Крайне большое натяжение ремня повреждает подшипники (опоры) генератора и водяного насоса.
Для проверки состояния ремня несколько раз прокрутить двигатель.

Только таким образом можно действительно проверить все поверхности клиновидного ремня. Часто у него есть только одна-единственная, но глубокая трещина, которую при проверке можно обнаружить.

Если ремень имеет трещины или обтрепан, его надо срочно менять.

Снятие и установка клиновидного ремня

Клиновидный ремень в описываемых дизельных двигателях имеет обозначение 9,5x875. Ни в коем случае нельзя натягивать клиновидный ремень отверткой у шкива, так как это может повредить его.

У кронштейна генератора ослабить регулировочный болт.

Вынуть регулировочный болт.

Повернуть генератор к двигателю. Снять ремень.

После установки отрегулировать натяжение клиновидного ремня на величину прогиба 2 мм.

Если во время езды внезапно вспыхивает красная контрольная лампочка заряда аккумулятора и вы услышали в отсеке двигателя посторонний звук, то это очевидно свидетельствует о разрыве клиновидного ремня. В таком случае надо остановить автомобиль и проверить. Если подозрение подтвердилось, то ни в коем случае дальше не ехать! Так как теперь водяной насос не работает, циркуляция охлаждающей жидкости прекращена. Поэтому сразу надо установить новый клиновидный ремень или буксировать автомобиль.

Также можно воспользоваться капроновым чулком или колготками.

Rambler's Top100