Система охлаждения двигателя

 

Особенности устройства.

При работе двигатель сильно нагревается, так как при горении выделяется большое количество тепла, которое необходимо отводить.

Через двигатель постоянно прокачивается охлаждающая жидкость с помощью насоса, который приводится в движение зубчатым (двигатель 1,1/1,3 л) или клиновидным (двигатель 1,5/1,6 л) ремнем. Охлаждающая жидкость циркулирует в "рубашке" двигателя и радиаторе. Воздух охлаждает жидкость в радиаторе при движении автомобиля и в результате работы вентилятора. Охлаждающая жидкость протекает также через отопитель, который зимой обеспечивает обогрев салона автомобиля, впускной коллектор и пусковую систему карбюратора (последняя отсутствует в двигателе 1,1/1,3 л с 8/79). Работа системы регулируется термостатом, который обеспечивает быстрое нагревание холодного двигателя до рабочей температуры и предохраняет его от перегрева при работе под нагрузкой.

Емкость системы охлаждения:
в двигателях с расширительным бачком - 6,5 литра.

в двигателях 1,1/1,3 л без расширительного бачка - 4,2 литра.

в двигателях 1,5/1,6 л без расширительного бачка - 4,7 литра.

В системе охлаждения жидкость находится под давлением 0,9-1,5 бар (с пробкой радиатора выпуска до 7/78) или 1,2-1,35 бар (последние модели автомобилей). При повышенном давлении температура кипения жидкости повышается со 100 С до примерно 120 °С. Благоприятная для двигателя температура охлаждающей жидкости (превышающая 100 °С) может быть достигнута без опасности закипания, поскольку точка закипания при увеличении давления повышается

Температура работы двигателя определяется следующими элементами:

пробкой радиатора или расширительного бачка, которая определяет давление.

термостатом, который после пуска холодного двигателя не пропускает охлаждающую жидкость сразу в радиатор, а включает его постепенно, по мере роста температуры.

Проверка герметичности системы охлаждения

Проверить герметичность соединения всех шлангов: радиатора, двигателя, отопителя, пускового устройства карбюратора.

Проверить отсутствие трещин на шлангах.
Нажимая на шланги, убедиться, что они достаточно эластичны. При необходимости заменить шланги.

Убедиться, что шланги надеты на патрубки достаточно глубоко.

Проверить, обеспечивают ли винты хомутов, крепящих шланги, достаточно плотное соединение и не корродированы ли, иначе они могут лопнуть во время езды, особенно при максимальном давлении в системе охлаждения.

На СТО герметичность системы охлаждения контролируется с помощью специального компрессора с манометром. Это устройство подключается к горловине радиатора или к горловине расширительного бачка и создает давление около 1 бар.

Если стрелка манометра остается неподвижной в течение 1-2 минут, это означает, что система охлаждения герметична.

Радиатор

Радиатор состоит из пластмассовых бачков и алюминиевых трубок. Бачки радиатора соединяются между собой большим количеством тонкостенных трубок. В целях увеличения поверхности охлаждения между трубками в горизонтальной плоскости размещены ребра. При подозрении на негерметичность радиатора следует обратиться на СТО и провести описанное выше испытание на герметичность. В случае очевидного повреждения радиатор можно снять самостоятельно и отдать в ремонт.

При низких температурах, время нагревания охлаждающей жидкости существенно возрастает. В этом случае перед радиатором ставится утеплитель. Он ограничивает обдув радиатора воздухом, и благодаря этому жидкость при коротких поездках прогревается значительно быстрей. Однако надо отдавать себе отчет о возможных неприятных последствиях ограничения обдува. При движении по автостраде с полной нагрузкой количество охлаждающего воздуха может оказаться недостаточным и двигатель может перегреться. Поэтому при поездках на дальние расстояния утеплитель следует снимать.

Снятие шлангов

Следует использовать только шланги, специально предназначенные для данного автомобиля, и новые хомуты.

Слить охлаждающую жидкость.

Ослабить хомуты и снять шланги.

Пригоревшие соединения ослабить, осторожно вставляя отвертку.

Новый шланг надеть достаточно глубоко, чтобы не произошло самопроизвольного рассоединения.

Не затягивать винты хомутов излишним усилием, так как можно сорвать резьбу.

Очистка радиатора

Перед наступлением летнего периода и по его окончании радиатор следует очищать, чтобы улучшить эффективность охлаждения.

Снять решетку радиатора.

Снять электровентилятор вместе с диффузором.
Удалить засохшие остатки попавших в радиатор насекомых и другие загрязнения.

Промыть радиатор водой с задней стороны (струя не должна быть слишком сильной). Не следует пользоваться твердыми щетками и острыми инструментами.

Специальные средства для очистки внутренних поверхностей радиатора необходимы только в том случае, когда внутри накапливается шлам и другие осадки, вызванные электролизом.

Снятие радиатора

Слить охлаждающую жидкость.

Отсоединить шланги от радиатора.

Снять вентилятор радиатора вместе с диффузором.

В автомобилях выпуска до 12/80 гайки, крепящие резинометаллические подушки с правой и левой сторон радиатора, вывернуть торцевым ключом, а затем вытащить верхний крепящий зажим.

В автомобилях, выпущенных после 1/81, вывернуть оба болта, крепящих радиатор в верхней части.

Вынуть радиатор, который в автомобилях, выпущенных после 1/81, укреплен в нижних направляющих с резиновыми прокладками.

При необходимости вывернуть термовыключатель.

Термовыключатель устанавливать с новой уплотнительной шайбой; затянуть его моментом 25 Нм.

Снятие расширительного бачка

В старых автомобилях расширительный бачок может потерять герметичность в связи с утратой эластичности пластмассового корпуса и коробления отверстия под пробку.

Снять хомуты соединительных шлангов.

Снять шланги.

Снять бачок с держателя.

Поставить новые хомуты.

Пробка радиатора

В системе охлаждения пробка радиатора играет важную роль:

при закрытой крышке ее уплотняющая поверхность прижимается к краю горловины радиатора или расширительного бачка, чем обеспечивается герметичность системы и необходимое давление в ней;

если с ростом температуры давление в системе охлаждения возрастет до 0,9-1,15 бар (в автомобилях выпуска до 7/78) или 1,2-1,35 бар (в автомобилях выпуска с 8/78), то открывается клапан повышенного давления в пробке и водяной пар может выйти наружу; давление в системе охлаждения спадает; при охлаждении жидкость уменьшается в объеме и в системе создается разрежение. В целях уменьшения разрежения в пробке размещен второй клапан, который открывается при разрежении 0,06-0,1 бар. В радиатор или расширительный бачок при этом поступает атмосферное давление.

Пробки радиатора на давление 0,9-1,15 бар, используемые в автомобилях, выпускавшихся до 7/78, найти в продаже уже трудно. В продаже имеются пробки только на давление 1,2-1,35 бар.

Термостат

Малый и большой круги системы охлаждения

Чтобы быстрее достигнуть рабочей температуры, система охлаждения разделена на две части (малый и большой круги):

после пуска холодного двигателя охлаждающая жидкость циркулирует в малом круге - от насоса в блок цилиндров и головку двигателя и снова к насосу. При
работе по малому кругу нагревается также отопитель салона, пусковое устройство карбюратора и впускной коллектор;

когда охлаждающая жидкость достигнет определенной температуры, радиатор начинает выполнять свои функции;

Двигатель

Температура начала открытия термостата ( °С )

Температура полного открытия термостата ( °С )

Минимальный ход клапана термостата ( мм )

Двигатель 1,1/1,3 л до 7/78

85

 

100

 

7

 

Двигатель 1,1/1,3 л с 8/78

92

 

108

 

7

 

Двигатель 1 ,5/1 ,6 л до 7/78

80

 

94

 

7

 

Двигатель 1 ,5/1 ,6 л с 8/78

87

 

102

 

7

 

проход жидкости через радиатор открывается термостатом. Происходит это следующим образом: холодная жидкость из радиатора сначала смешивается с теплой жидкостью из малого круга. Благодаря постепенной подаче холодной жидкости удается избежать термических напряжений в двигателе;

опускающаяся вниз холодная жидкость способствует поступлению горячей сверху. Жидкость в радиаторе охлаждается воздухом. При значительном охлаждении происходит перекрытие большого круга.

Действие термостата

Открывание термостата происходит благодаря расширительному элементу, наполненному специальным составом. С элементом соединен клапан термостата. При нагревании жидкости состав плавится и расширяется в объеме, что приводит к открытию клапана.

В двигателе 1,1/1,3 л термостат (если смотреть по направлению движения) находится с левой стороны в корпусе ниже распределителя зажигания.

В двигателе 1,5/1,6 л термостат (если смотреть по направлению движения) находится спереди с правой стороны внизу в корпусе насоса для охлаждающей жидкости.

Неисправности термостата

Обычно термостат работоспособен на протяжении всего периода эксплуатации автомобиля. Причиной нарушения работы термостата чаще всего является скопление осадков между клапаном и корпусом термостата. В результате при низких температурах термостат не может полностью закрыться и нагретая жидкость сразу же поступает в радиатор.

Характерные признаки: указатель температуры показывает ее рост, а обогрев начинает работать с задержкой.

Следствие: это не вызывает повреждений, но двигатель неоправданно долго работает при пониженной температуре.

Небезопасным для двигателя является вытекание состава из расширительного элемента термостата. Оставшееся количество состава не в состоянии открыть клапан термостата. В результате двигатель перегревается.

Характерные признаки: стрелка указателя температуры находится на красном поле и мигает контрольная лампа температуры охлаждающей жидкости.

Следствие: длительная езда в таких условиях может вызвать повреждение прокладки головки цилиндров, что вызовет выход головки из строя.

Необходимо снять и заменить термостат или отбуксировать автомобиль на СТО.

Снятие термостата

В дигателях 1,5\1,6 термостат расположен достаточно низко, и необходимо слить почти
всю охлаждающую жидкость, чтобы получить к нему доступ. Кроме того, следует дождаться, пока горячий двигатель остынет. При установке нового термостата необходимо заменить уплотнительную прокладку в корпусе термостата или насосе охлаждающей жидкости.

Двигатель 1,1/1,3 л: слить около 1-2 литров охлаждающей жидкости.

Отвернуть крышку корпуса термостата, которая находится спереди с левой стороны.

Вставить термостат так, чтобы вырез для удаления воздуха или клапан для удаления воздуха был обращен вверх.

Двигатель 1,5/1,6 л: полностью слить охлаждающую жидкость.

Поднять переднюю часть автомобиля.

Отвернуть фланец нижней трубы на корпусе насоса охлаждающей жидкости или корпусе термостата и сдвинуть вбок.

При установке термостата меньшая уплотняющая поверхность должна быть обращена к двигателю.

Оба двигателя: болты 1, крепящие корпус термостата 2 или насоса охлаждающей жидкости, затянуть моментом 10 Нм.

Проверка работы термостата

С помощью термометра можно проверить, открывается ли термостат при нужной температуре. Температура открывания зависит от модели двигателя.

Снять термостат.

Подвесить термостат в посуде с водой и нагреть.

Проверить, что в указанных температурных пределах клапан поднимается над своим гнездом.

Измерить ход клапана от закрытия до открытия.

Насос охлаждающей жидкости

Насос обеспечивает циркуляцию жидкости в системе охлаждения. Его расположение зависит от модели двигателя.

В двигателе 1,1/1,3 л насос установлен с правой стороны и приводится в движение зубчатым ремнем.

В двигателе 1,5/1,6 л насос находится с правой стороны спереди двигателя и приводится в движение клиновидным ремнем.

Насос охлаждающей жидкости не требует обслуживания. Однако он может потерять герметичность, а шумы указывают на неисправность подшипников.

Замена насоса охлаждающей жидкости

Слить охлаждающую жидкость.

В двигателях 1,1/1,3 л снять зубчатый ремень.

Отвернуть задний кожух зубчатого ремня.

Отвернуть три болта крепления насоса охлаждающей жидкости и снять его вместе с кожухом зубчатого ремня.

При установке насоса поставить новое уплотнительное кольцо.

При установке нового насоса проверить, выбита ли на нем идентификационная цифра "5". Если она есть, поставить уплотнительное кольцо диаметром 5 мм.

Надеть зубчатый ремень и проверить фазы газораспределения. Болты крепления насоса охлаждающей жидкости затянуть моментом 10 Нм.

В двигателях 1,5/1,6 л снять клиновидный ремень.

Снять кожух зубчатого ремня.

Поднять автомобиль.

Отсоединить шланги от корпуса насоса.

Отвернуть четыре болта крепления корпуса насоса.

Отвернуть восемь болтов крепления корпуса подшипников насоса. Крыльчатка насоса находится в корпусе подшипников.

Заменить прокладку между корпусом подшипников и корпусом насоса.

Если корпус насоса снят, то при его повторной установке заменить уплотнительную прокладку между корпусом и блоком двигателя.

Болты крепления корпуса подшипников затянуть моментом 10 Нм, а болты крепления шкива - моментом 20 Нм.

Rambler's Top100