Тормозные механизмы задних колес

 

Особенности устройства

Тормозной механизм заднего колеса - барабанный, смонтирован на опорном щите 29, который крепится болтами к фланцу балки заднего моста. К нижней части щита двумя заклепками 1 крепится пакет пластин, из которых пластина является опорной для колодок 4, а пластины 3 ограничивают осевое перемещение нижней части колодок. Внутренняя изогнутая пластина ограничивает перемещение троса 5 в сторону щита. В верхней части щита 29 крепится двумя болтами колесный цилиндр 11.

Снаружи в резьбовое отверстие цилиндра ввернуты штуцер 13 для прокачки привода тормозов и штуцер 14 трубки подвода жидкости в цилиндр. С обеих сторон в цилиндр установлены поршни 16 с уплотнительными кольцами 15, которые прижимаются к торцу поршней пружиной 12 через опорные чашки. В поршни запрессованы упоры 18, в прорези которых заходят верхней частью колодки. Полость колесного цилиндра предохраняется от загрязнения резиновыми колпачками 17, которые надеваются внутренней кромкой на поршни, а наружной на корпус цилиндра.

Тормозные колодки стянуты пружинами 19 и 2, которые поджимают колодки к нижней опоре и упорам поршней колесного цилиндра. Вследствие нежесткого соединения колодок со щитом тормоза, они самоустанавливаются в момент соприкосновения с тормозным барабаном, что улучшает эффективность торможения и приводит к более равномерному износу накладок. Для автоматического регулирования зазора между колодками и барабаном на колодках смонтированы специальные устройства. Каждое из них состоит из оси 23, приваренной к оси тормоза, и фрикционного элемента. Ось 23 проходит через овальное отверстие ребра колодки. На оси установлены с зазором две свинченные между собой втулки 24 и 26.

Между фланцами втулок расположена пружина 22, ее опорные чашки и две фрикционные шайбы 25, которые зажимают ребро колодки с определенным усилием. Это усилие таково, что стяжные пружины 2 и 19 не могут сместить колодки относительно фрикционных шайб, несмотря на овальные отверстия в ребрах колодок. Но при износе накладок 20. когда водителю приходится увеличивать усилие на педаль тормоза, увеличивается давление в контуре привода задних тормозов, поршни перемещают колодки относительно фрикционных шайб, прижимая колодки к барабану. При этом колодки займут новое положение относительно барабана.

При дальнейшем торможении колодки будут перемещаться на величину зазора между втулкой 26 и осью 23. Этот зазор обеспечивает плотное прижатие колодок к барабану и необходимый тормозной момент. При растормаживании колодки отводятся от барабана стяжными пружинами на величину зазора между втулкой 26 и осью 23.

С 1986 года на автомобилях устанавливаются тормозные механизмы с устройством для автоматического регулирования зазора, которое смонтировано в колесном цилиндре. Оно унифицировано с подобными устройствами, установленными на автомобилях семейства ВАЗ 2105, 2107.

Снятие и разборка

Поднимите заднюю часть автомобиля и снимите колесо. Примите меры, не допускающие утечку жидкости из бачка.

Снимите тормозной барабан, отвернув крепежные болты. Вставьте эти болты в технологические отверстия и завертывайте их до отделения барабана.

Отсоедините от рычага ручного привода колодок конец троса. Отсоедините верхнюю и нижнюю стяжные пружины колодок, отсоедините направляющие пружины и снимите тормозные колодки вместе с распорной планкой.
Снимите шплинт, нажмите на палец и снимите рычаг ручного привода колодок.

Отсоедините от колесного цилиндра трубку подвода тормозной жидкости и заглушите входные отверстия цилиндра и трубки.

Снимите колесный цилиндр.

Сборка и установка

Установите и закрепите колесный цилиндр на тормозном щите и зафиксируйте его поршни приспособлением А.72236. Присоедините к нему трубку подвода тормозной жидкости и затяните до отказа гайку штуцера.

Наденьте колодки с распорной планкой на оси щита и установите колодки так, чтобы их концы располагались правильно в гнездах на поршнях колесного цилиндра и на тормозном щите.

Установите направляющие и стяжные пружины колодок.
Сдвигая колодки относительно втулок, убедитесь, что колодки надежно удерживаются фрикционными шайбами и самопроизвольно не смещаются стяжными пружинами.
В противном случае замените тормозные колодки.
Присоедините к рычагу наконечник троса ручного привода.

Установите тормозной барабан, предварительно смазав посадочный поясок полуоси и поверхность ее фланца, соприкасающуюся с барабаном, графитовой смазкой или смазкой ЛСЦ-15 и затяните до отказа штифты крепления барабана. Нанесение смазки облегчит последующее снятие тормозного барабана.

Если при разборке снимался колесный цилиндр, удалите воздух из контура привода задних тормозов.

При замене колодок в тормозе с автоматическим устройством, расположенным в колесном цилиндре, устанавливайте колодки 2101-3502090-01.

Проверка деталей

Колесные цилиндры . Проверьте чистоту рабочих поверхностей цилиндра, поршней и упорных колец. Поверхности должны быть совершенно гладкими, без шероховатостей, чтобы не происходило утечки жидкости и преждевременного износа уплотнителей и поршней. Дефекты на зеркале цилиндра устраните притиркой или шлифовкой. Однако увеличение внутреннего диаметра цилиндра не допускается.

Проверьте состояние упорного винта, пружины, опорной чашки и сухарей. При необходимости замените поврежденные детали новыми.

Замените уплотнители новыми. Проверьте состояние защитных колпачков и при необходимости замените их.

Проверьте состояние пружины. Длина ее в свободном состоянии должна быть 34 мм, под нагрузкой 34,3±19,6 Н (3,5±0,2 кгс) - 17,8 мм. При необходимости замените ее.

Колодки. Внимательно проверьте, нет ли на колодках повреждений или деформаций.

Проверьте упругость стяжных пружин как верхних, так и нижних; при необходимости замените их новыми.

Пружины не должны иметь остаточных деформаций при растяжении усилием 343 Н (35 кгс) нижних пружин и 411 Н (42 кгс) — верхних.

Особое внимание обратите на пружину устройства для автоматического регулирования зазора в тормозное механизме. Ее длина в свободном состоянии должна быть 20 мм, под нагрузкой 802 ± 78,4 Н (82 ± 8 кгс) — 14 мм.

Проверьте чистоту накладок, если обнаружены грязь или следы смазки, накладки тщательно очистите металлической щеткой и промойте уайт-спиртом, кроме того, проверьте, нет ли утечки смазки или масла внутри барабана; неисправности устраните.

Колодки заменяйте новыми, если толщина накладок стала менее 1,5—2 мм, или Неисправно автоматическое регулировочное устройство, собираемое на колодках.

Тормозные барабаны. Осмотрите их. Если на рабочей поверхности имеются глубокие риски или чрезмерная овальность, расточите барабаны на станке.

Затем на токарном станке абразивными мелкозернистыми брусками прошлифуйте барабаны. Это увеличивает долговечность накладок и улучшает равномерность и эффективность торможения.

Наибольшее допустимое увеличение номинального диаметра барабана (250 мм) после расточки и шлифовки 1 мм. Пределы этого допуска должны строго соблюдаться, в противном случае нарушается прочность барабана, а также эффективность торможения