Система зажигания

 

Особенности устройства

С 1987 г. на части автомобилей устанавливается бесконтактная система зажигания. У этой системы цепь питания первичной обмотки катушки зажигания прерывается электронным коммутатором. Управляющие импульсы на коммутатор подаются от бесконтактного датчика, расположенного в датчике-распределителе зажигания. С 1986 г. устанавливается дополнительное реле зажигания типа 113.3747-10.

Установка момента зажигания

Для проверки момента зажигания имеется три метки на крышке механизма газораспределения и метка на шкиве коленчатого вала, соответствующая в.м.т. поршня в первом и четвертом цилиндре при совпадении с меткой на крышке.

Начальные углы опережения зажигания для различных двигателей и применяемых бензинов указаны в приложении.

Проверить и установить момент зажигания можно с помощью стробоскопа, действуя к следующем порядке:

соедините зажим «плюс» стробоскопа с клеммой «плюс» аккумуляторной батареи, зажим массы - с клеммой «минус» аккумуляторной батареи, а зажим датчика стробоскопа присоедините к проводу высокого напряжения 1-го цилиндра;

обозначьте мелом для лучшей видимости метку на шкиве коленчатого вала. Запустите двигатель и прогрейте его, чтобы он работал на минимальных оборотах холостого хода;

направьте мигающий поток света стробоскопа на шкив и проверьте соответствует ли положение метки шкива данным приложения.

Для регулировки момента зажигания остановите двигатель, ослабьте гайку крепления распределителя зажигания и поверните его на необходимый угол. Для увеличения угла опережения зажигания корпус распределителя следует повернуть против часовой стрелки, а для уменьшения — по часовой стрелке. Затем снова проверьте установку момента зажигания.

Если имеется диагностический стенд с осциллоскопом, то с его помощью тоже можно легко проверить установку момента зажигания, действуя как описано в инструкции на стенд.

Снятый с двигателя распределитель зажигания устанавливайте на место в следующем порядке:

снимите крышку с распределителя зажигания, проверьте и при необходимости отрегулируйте зазор между контактами прерывателя;

поверните коленчатый вал до начала такта сжатия в первом цилиндре, а затем продолжая поворачивать коленчатый вал, совместите метку В.М.Т на шкиве коленчатого вала с меткой опережения зажигания;

поверните ротор в такое положение, при котором его наружный контакт будет направлен в сторону контакта первого цилиндра на крышке распределителя;

удерживая вал распределителя от проворачивания, вставьте его в гнездо на блоке цилиндров так, чтобы осевая линия, проходящая через пружинные защелки, была примерно параллельна осевой линии двигателя;

закрепите распределитель на блоке цилиндров, установите крышку, присоедините провода, проверьте и отрегулируйте установку момента зажигания.

Проверка приборов зажигания на стенде

Распределитель зажигания.

Перед установкой распределителя зажигания на стенд проверьте состояние контактов прерывателя, не заедает ли на оси рычажок с подвижным контактом, и усилие прижатия контактов, которое должно быть 4,9-5,88. Н (500-600 гс).

Проверьте износ текстолитовой колодки рычажка прерывателя. В случае износа установите требуемый зазор между контактами прерывателя. Если рычажок заедает на оси или ослабла его пружина, замените контактную группу.

Если контакты прерывателя загрязнены, пригорели или подверглись эрозии, то зачистите их бархатным надфилем. Применять для этой цели шлифовальную шкурку и другие абразивные материалы нельзя.

После зачистки протрите контакты прерывателя замшей, смоченной в бензине. Затем оттяните рычажок, чтобы испарился бензин, и протрите контакты еще раз сухой замшей. Вместо замши можно применять любой материал, не оставляющий волокон.

Контакты должны соприкасаться всей поверхностью. Если этого не Происходит, то подгибая кронштейн стойки, отрегулируйте положение неподвижного контакта. Нельзя подгибать рычажок с подвижным контактом.

Протрите крышку распределителя зажигания от грязи и масла.

Слегка приподняв крышку распределителя зажигания, проверьте находится ли контакт ротора против электрода крышки в момент размыкания контактов прерывателя.

Проверка работы. Установите распределитель зажигания на контрольно-испытательный стенд для проверки приборов зажигания и соедините его с
электродвигателем, частота вращения которого регулируется.

Выполните соединения с катушкой зажигания и с аккумуляторной батареей стенда аналогично схеме системы зажигания. Четыре клеммы крышки соедините с искровыми разрядниками, зазор между электродами которых регулируется.

Установите зазор 5 мм между электродами разрядников, включите электродвигатель стенда и вращайте валик распределителя зажигания несколько минут по часовой стрелке с частотой 2000 мин-1. Затем увеличьте зазор между электродами до 10 мм и следите, нет ли внутренних разрядов в распределителе. Они выявляются по звуку или по ослаблению и перебою искрения на разряднике испытательного стенда.

Во время работы распределитель зажигания не должен производить значительного шума при любой частоте вращения валика.

Катушка зажигания.

Проверьте сопротивление обмоток и сопротивление изоляции.

Сопротивление первичной обмотки при 20 С должно составлять 3,07-3,5 Ом, а вторичной обмотки 5500-9200 Ом. Сопротивление изоляции на массу должно быть не менее 50 Мом.

У катушки зажигания 27.3705, применяемой в бесконтактной системе зажигания, сопротивление первичные обмотки при 25 С должно составлять (0,45+-0,05) Ом, а вторичной обмотки (5+-0,5) кОм.

У сухой катушки 3122.3705 с замкнутым магнитопроводом, тоже применяемой в бесконтактной системе зажигания сопротивление первичной обмотки должно быть (0,57+-0,05) Ом, а вторичной (6,5+-0,65) кОм.

Свечи зажигания.

Если замечаются перебои в зажигании, особенно в одном или нескольких цилиндрах, необходимо проверить состояние свечей.
Перед испытанием свечи зажигания с нагаром или загрязненные очистите на специальной установке струей песка и продуйте сжатым воздухом.

Если нагар светло-коричневого цвета, то его можно не удалять, так как, он появляется на исправном двигателе и не нарушает работы системы зажигания.

После очистки осмотрите свечи и отрегулируйте зазор между электродами. Если на изоляторе свечи имеются сколы, трещины или повреждена приварка бокового электрода, то свечу замените.

Зазор (0,5-0,6 мм) и (0,7-0,8 для обычной системе зажигания) между электродами свечи проверяйте круглым проволочным щупом. Проверять зазор плоским щупом нельзя, так как при этом не учитывается выемка на боковом электроде, которая образуется при работе свечи. Зазор регулируйте подгибанием только бокового электрода свечи.

Испытание на герметичность. Вверните свечу в соответствующее гнездо на стенде, и затяните динамометрическим ключом моментом 3,2-4 кгс. А затем создайте в камере стенда давление 2 МПа (20 кгс/см2).

Накапайте из масленки на свечу несколько капель масла или керосина; если герметичность нарушена, то будут выходить пузырьки воздуха, обычно между изолятором и корпусом свечи.

Электрическое испытание. Отрегулировав зазор между электродами свечи до 0,6 мм, вверните ее в гнездо на стенде и затяните динамометрическим ключом моментом 31—39 Н-м (3,2-4 кгс-м). Герметичность обеспечивается эластичной прокладкой штуцера гнезда.

Отрегулируйте зазор между электродами разрядника на 12 мм, что соответствует напряжению 18 кВ, а затем насосом создайте давление 0,6 МПа (6 кгс/см2).

Установите наконечник провода высокого напряжения на свечу и подайте на нее импульсы высокого напряжения.

При этом может наблюдаться следующее:

1. В окуляре стенда наблюдается полноценная искра между электродами свечи; в этом случае свеча считается отличной.

2. Искрение происходит между электродами разрядника; следует понизить давление в приборе и проверить при каком давлении наступает искрообразование между электродами свечи. Если оно начинается при давлении ниже 0,3 МПа (3 кгс/см2), то свеча дефектная.

Допускается несколько искрений на разряднике. Если искрообразование отсутствует на свече и на разряднике, то надо полагать, что на изоляторе свечи имеются трещины и что разряд происходит внутри, между массой и электродами. Такая свеча выбраковывается.

Коммутатор

В бесконтактной системе зажигания может быть установлен коммутатор типа 3620.3734 или RТ1903, или РZЕ4022. Он преобразует управляющие импульсы бесконтактного датчика в импульсы тока в первичной обмотке катушки зажигания.

Коммутатор проверяется с помощью осциллографа и генератора прямоугольных импульсов по схеме. Выходное сопротивление генератора должно быть 100-500 Ом. Осциллограф желательно применять двухканальный:
1-й канал - для импульсов генератора, а
2-й - для импульсов коммутатора.

На клеммы "3" и "6" коммутатора подаются прямоугольные импульсы, имитирующие импульсы датчика. Частота импульсов от 3,33 до 233 Гц, а скважность (отношение периода к длительности импульса Т/Ти) равна 3. Максимальное напряжение Umах - 10 В, а минимальное Umin -не более 0,4 В.

Для коммутатора 3620.3734 при напряжении питания (13,5±0,5) В величина тока (I) должна быть 7,5-8,5 А. Время накопления тока (t) не нормируется.

Для коммутатора RТ1903 при том же напряжении питания и частоте сила тока составляет 7-8 А, а время накопления 5,5-11,5 мс.

Для коммутатора РZЕ4022 при напряжении питания (14±0,3) В и частоте 25 Гц величина силы тока составляет 7-9 А, а время накопления тока не нормируете.

Если форма импульсов коммутатора искажена, то могут быть перебои с искрообразованием или оно может происходить с запаздыванием. Двигатель будет перегреваться и не развивать номинальной мощности.

Нельзя отсоединять от коммутатора штепсельный разъем при включенном зажигании, так как при этом на отдельных участках схемы коммутатора может возникнуть напряжение до 400 В и он будет поврежден.

Не допускается прокладывать провода низкого напряжения в одном жгуте с проводами высокого напряжения.

Не допускается отсоединять провода от клемм аккумуляторной батареи при работающем двигателе, так как это может привести к повреждению коммутатора.