Особенности устройства
На автомобиле применяется бесконтактная система зажигания. Она состоит из датчика-распределителя зажигания, коммутатора, катушки зажигания, свечей зажигания, выключателя и реле зажигания, проводов высокого напряжения. Цепь питания первичной обмотки катушки зажигания прерывается электронным коммутатором. Управляющие импульсы на коммутатор подаются от бесконтактного датчика, расположенного в датчике-распределителе зажигания.
Датчик-распределитель зажигания — типа 40.3706 или 40.3706-01, четырехискровой, неэкранированный, с вакуумным и центробежным регуляторами опережения зажигания, со встроенным микроэлектронным датчиком управляющих импульсов.
Коммутатор — типа 3620.3734, или 76.3734, или К563.3734, или HIM-52, или RT1903, или РZЕ4020. Он преобразует управляющие импульсы датчика в импульсы тока в первичной обмотке катушки зажигания.
Катушка зажигания — типа 27.3705, или 27.3705-01, или 027.3705, или 8352.12, или АТЕ1721 с разомкнутым магнитопроводом, маслонаполненная, герметизированная. Или типа 3122.3705 с замкнутым магнитопроводом, сухая.
Свечи зажигания до 1988 г. — типа FЕ65Р, А17ДВ-10, с 1988 г. - типа FЕ65РR, FЕ65СРR, А17ДВР, А17ДВРМ с помехоподавительными резисторами.
Помехоподавительные наконечники — типа 31.3707. Устанавливались до 1988 г. на проводах высокого напряжения со стороны свечей зажигания.
Выключатель зажигания — типа КZ813 (венгерского производства) или 2108-3704005-40 (отечественного производства) с противоугонным запорным устройством и с блокировкой против повторного включения стартера без предварительного выключения зажигания. Применяется с дополнительным реле зажигания типа 113.3747-10.
На автомобиле применяется система зажигания высокой энергии с широким применением электроники. Поэтому, чтобы не получить травм и не вывести из строя электронные узлы, необходимо соблюдать следующие правила.
При работающем двигателе нельзя касаться элементов системы зажигания (коммутатора, катушки зажигания и высоковольтных проводов). Не производить пуск двигателя с помощью искрового зазора и не проверять работоспособность системы зажигания "на искру" между наконечниками проводов свечей зажигания и "массой".
Не прокладывать провода низкого напряжения системы зажигания в одном жгуте с проводами высокого напряжения.
Следить за надежностью соединения коммутатора с "массой" через винты крепления. Это обеспечивает его бесперебойную работу.
При включенном зажигании не отсоединять провода от выводов аккумуляторной батареи и не отсоединять от коммутатора штепсельный разъем, так как при этом на отдельных элементах его схемы может возникнуть повышенное напряжение и он будет поврежден.
Установка момента зажигания
Для проверки на автомобиле момента зажигания имеется шкала в люке картера сцепления и метка на маховике. Одно деление шкалы соответствует 1” поворота коленчатого вала. При совмещении метки на маховике со средним (длинным) делением шкалы поршни первого и четвертого цилиндров находятся в ВМТ.
При обкатке двигателя на стенде устанавливать момент зажигания допускается с помощью меток на шкиве коленчатого вала и на передней крышке привода распределительного вала.
Проверить и установить момент зажигания можно с помощью стробоскопа, действуя в следующем порядке:
соедините зажим "+" стробоскопа с выводом "+" аккумуляторной батареи, зажим "массы" — с выводом "—" аккумуляторной батареи, а зажим датчика стробоскопа присоедините к проводу высокого напряжения 1-го цилиндра;
запустите двигатель и направьте мигающий поток света стробоскопа в люк картера сцепления; если момент зажигания установлен правильно, то при холостом ходе двигателя положение метки на маховике должно соответствовать углу опережения.
Для регулировки момента зажигания остановите двигатель, ослабьте гайки крепления датчика-распределителя зажигания и поверните его на необходимый угол. Для увеличения угла опережения зажигания корпус датчика-распределителя следует повернуть по часовой, а для уменьшения против часовой стрелки(если смотреть со стороны крышки датчика-распределителя зажигания). Затяните гайки крепления и снова проверьте установку момента зажигания.
Для удобства регулировки момента зажигания на фланце датчика-распределителя зажигания имеются деления и знаки "+" и "-", а на корпусе вспомогательных агрегатов — установочный выступ. Одно деление на фланце соответствует восьми градусам угла поворота коленчатого вала.
Если имеется диагностический стенд с осциллоскопом, то с его помощью тоже можно легко проверить установку момента зажигания, руководствуясь инструкцией по эксплуатации стенда.
Проверка приборов зажигания на стенде
Датчик – распределитель зажигания
Проверка работы. Установите датчик-распределитель зажигания на контрольно-испытательный стенд для проверки электрических приборов и соедините его с электродвигателем, имеющим регулируемую частоту вращения.
Соедините датчик-распределитель зажигания с катушкой зажигания, с коммутатором и с аккумуляторной батареей стенда аналогично схеме системы зажигания автомобиля. Четыре клеммы крышки соедините с искровыми разрядниками, зазор между электродами которых регулируется.
Установите зазор 5 мм между электродами разрядников, включите электродвигатель стенда и вращайте валик датчика-распределителя несколько минут против часовой стрелки (если смотреть со стороны крышки) с частотой 2000 мин-1. Затем увеличьте зазор между электродами до 10 мм и следите, нет ли внутренних разрядов в датчике-распределителе. Они выявляются по звуку или по ослаблению и перебою искрения на разряднике испытательного стенда.
Во время работы датчик-распределитель зажигания не должен производить шума при любой частоте вращения валика.
Катушка зажигания
Проверьте сопротивление обмоток и сопротивление изоляции.
У маслонаполненных катушек сопротивление первичной обмотки при 25°С должно составлять (0,45±0,05) Ом, а вторичной обмотки (5±0,5) кОм. У сухих катушек с замкнутым магнитопроводом сопротивление обмоток должно быть соответственно (0,388±0,039) Ом и (4,23±0,42) кОм.
Сопротивление изоляции на "массу" должно быть не менее 50 мОм.
Коммутатор
Коммутатор проверяется с помощью осциллографа и генератора прямоугольных. Выходное сопротивление генератора должно быть 100-500 Ом. Осциллограф желательно применять двухканальный. Первый канал — для импульсов генератора, а второй — для импульсов коммутатора.
На клеммы "3" и "6" коммутатора подаются прямоугольные импульсы, имитирующие импульсы датчика. Частота импульсов от 3,33 до 233 Гц, а скважность (отношение периода к длительности импульса Т/Ти) равна 3. Максимальное напряжение Umax - 10 В, а минимальное Umin — не более 0,4 В. У исправного коммутатора форма импульсов тока должна соответствовать осциллограмме.
Для коммутаторов 3620.3734 и 76.3734 при напряжении питания (13,5±0,5) В величина силы тока (В) должна быть 7,5—8,5 А. Время накопления тока (А) не нормируется.
Для коммутатора HIМ-52 при напряжении питания (13,5±0,2) В и частоте импульсов 25 Гц сила тока составляет 8—9 А, а время накопления тока 8—10,5 мс.
Для коммутатора RТ1903 при напряжении питания (13,5±0,2) В и частоте импульсов 25 Гц сила тока составляет 7—8 А, а время накопления тока 5,5—11,5 мс.
Для коммутатора РZЕ4022 при напряжении питания (14±0,3) В и частоте 25 Гц величина силы тока составляет 7,3—7,7 А, а время накопления тока не нормируется.
Для коммутатора К563.3734 при напряжении питания (13,5±0,5) В и частоте 33,3 Гц величина силы тока составляет 7,3—7,7 А, а время накопления тока не нормируется.
Если форма импульсов коммутатора искажена, то могут быть перебои с искрообразованием или оно может происходить с запаздыванием. Двигатель будет перегреваться и не развивать номинальной мощности.
Свечи зажигания
Свечи зажигания с нагаром или загрязненные перед испытанием очистите на специальной установке струей песка и продуйте сжатым воздухом. Если нагар светло-коричневого цвета, то его можно не удалять, так как он появляется на исправном двигателе и не нарушает работы системы зажигания.
После очистки осмотрите свечи и отрегулируйте зазор между электродами. Если на изоляторе свечи имеются сколы, трещины или повреждена приварка бокового электрода, замените свечу.
Зазор (0,7...0,8 мм) между электродами свечи проверяйте круглым проволочным щупом. Проверять зазор плоским щупом нельзя, так как при этом не учитывается выемка на боковом электроде, которая образуется при работе свечи. Зазор регулируйте подгибанием бокового электрода свечи.
Испытание на герметичность. Вверните свечу в соответствующее гнездо на стенде и затяните динамометрическим ключом моментом 30,77...39,0 Н-м (3,13...4 кгс-м). Создайте в камере стенда давление 2 МПа (20 кгс/см2).
Накапайте из масленки на свечу несколько капель масла или керосина; если герметичность нарушена, будут выходить пузырьки воздуха, обычно между изолятором и металлическим корпусом свечи.
Электрическое испытание. Вверните свечу в гнездо на стенде и затяните указанным выше моментом.
Отрегулируйте зазор между электродами разрядника на 12 мм, что соответствует напряжению 18 кВ, а затем насосом создайте давление 0,6 МПа (6 кгс/см2).
Установите наконечник провода высокого напряжения на свечу и подайте на нее импульсы высокого напряжения.
Если в окуляре стенда наблюдается полноценная искра, то свеча считается исправной.
Если искрение происходит между электродами разрядника, то следует понизить давление в приборе и проверить при каком давлении наступает искрообразование между электродами свечи. Если оно начинается при давлении ниже 0,3 МПа (3 кгс/см2), то такая свеча — дефектная.
Допускается несколько искрений на разряднике; если искрообразование отсутствует на свече и на разряднике, то возможно, что на изоляторе свечи имеются трещины и разряд происходит внутри, между "массой" и электродами. Такая свеча выбраковывается.
Ремонт приборов зажигания
Датчик – распределителя зажигания.
Снятие. Затормозите автомобиль стояночным тормозом и отсоедините провод от вывода "минус" аккумуляторной батареи.
Выньте заглушку из смотрового люка картера сцепления. Вращая коленчатый вал за болт крепления шкива, поверните его до совмещения метки на маховике со средним делением шкалы.
Отсоедините от датчика-распределителя зажигания провода и вакуумный шланг. Отверните гайки крепления, снимите кронштейн крепления высоковольтных проводов и датчик-распределитель зажигания.
Установка. Валик датчика-распределителя зажигания соединяется с хвостовиком распределительного вала только в одном положении. Поэтому перед установкой поверните валик датчика-распределителя зажигания в такое положение, чтобы кулачки муфты валика находились напротив пазов распределительного вала.
Наденьте на фланец датчика-распределителя зажигания уплотнительное кольцо. Установите датчик-распределитель зажигания на корпус вспомогательных агрегатов в таком положении, чтобы среднее деление на фланце датчика-распределителя зажигания находилось против установочного выступа на корпусе вспомогательных агрегатов. Установите кронштейн крепления проводов высокого напряжения. Закрепите кронштейн и датчик-распределитель зажигания гайками.
Присоедините к датчику-распределителю зажигания провода и вакуумный шланг.
Проверьте и отрегулируйте момент зажигания.
Разборка. Для замены каких-либо деталей разборку производите в следующем порядке:
снимите крышку, ротор и защитный экран;
отсоедините тягу вакуумного регулятора от опорной пластины датчика, отверните винты крепления и снимите вакуумный регулятор;
отверните винты крепления и снимите опорную пластину в сборе с датчиком и держателем;
снимите пружину с муфты, удалите штифт и снимите с валика муфту и регулировочные шайбы;
выньте из корпуса валик с центробежным регулятором и шайбами.
Сборка производится в порядке, обратном разборке. При сборке необходимо обеспечить подбором регулировочных шайб осевой свободный ход валика не более 0,35 мм.
Выключатель зажигания
Снятие и установка. Для снятия выключателя зажигания отсоедините провод от вывода "-" аккумуляторной батареи, снимите облицовочный кожух вала рулевого механизма и отсоедините колодку проводов выключателя зажигания от жгута проводов панели приборов.
Вставьте ключ в замок выключателя зажигания и поверните его в положение "0", отверните болты крепления скобы выключателя, снимите ее, а затем и выключатель зажигания.
Установка выключателя зажигания производится в порядке, обратном снятию.
Разборка и сборка. Для разборки выключателя зажигания КZ813 отсоедините провода от колодки, поверните ключ в положение "0" (выключено), отверните винт крепления замка, утопите фиксирующий штифт и выньте замок с контактной частью из корпуса.
Отверните два винта крепления и отсоедините контактную часть от замка. Снимите пластмассовую облицовку.
Сборка выключателя зажигания производится в обратном порядке.
Выключатель зажигания 2108-3704005-40 немного отличается по конструкции от KZ813. Для его разборки достаточно отвернуть один винт, после чего от корпуса выключателя отсоединяется облицовка и контактная часть.