Распределительный вал и клапанный механизм

 

Особенности устройства

Распределительный вал вращается в четырех подшипниках, его привод осуществляется от коленчатого вала зубчатым ремнем.

В шестнадцатиклапанном двигателе для привода обоих рядов клапанов служат два распределительных вала. Они вращаются в подшипниках скольжения – шесть подшипников распределительного вала выпускных клапанов и пять подшипников распределительного вала впускных клапанов. От распределительного вала посредством зубчатого ремня приводится во вращение только распределительный вал выпускных клапанов.

Слева по направлению движения у этого распределительного вала имеется обычная шестерня, так же как и у расположенного спереди впускного распределительного вала. Оба вала связаны между собой роликовой цепью (типа велосипедной) и вращаются в одном направлении. Распределительный вал выпускных клапанов кроме того приводит в действие распределитель зажигания, который укреплен на головке цилиндров.

Привод клапанов

Привод клапанов осуществляется по кратчайшему пути от распределителя вала. Гидравлические тарельчатые толкатели клапанов имеют вид перевернутых чашек, благодаря их наличию не требуется регулировка зазоров клапанов. Привод клапанов без зазоров существенно ограничивает возникновение шумов.

Слово "гидравлические" означает в данном случае, что тарельчатые клапаны работают с моторным маслом, находящимся под давлением. Гидравлический клапан имеет два основные подвижные детали - поршень и цилиндр. Пружина раздвигает обе детали настолько, что между соответствующим кулачком и стержнем клапана под гидравлическим толкателем не имеется зазора. При закрытом клапане масло протекает из системы смазки двигателя через масляный канал, находящийся сбоку, в масляный резервуар гидравлического толкателя. Из резервуара масло через открытый обратный клапан может попадать в камеру высокого давления в толкателе.

Поскольку кулачок распределительного вала начинает давить на тарельчатый толкатель только при работающем двигателе, обратный клапан закрывается. Масло при этом не может выходить из камеры высокого давления. Давление возрастает. Запертое в закрытом объеме масло не может сжиматься, таким образом возникает жесткое соединение между кулачком и стержнем клапана: клапан открывается.

Благодаря наличию конструктивного зазора между поршнем и цилиндром гидравлического толкателя и вследствие возрастания давления на толкатель некоторое количество масла просачивается из камеры высокого давления.

После того как клапан снова закроется, вследствие потери просочившегося масла возникает небольшой зазор в клапане, поскольку давление в камере высокого давления упало. Через обратный клапан из резервуара масло может снова поступать в камеру высокого давления, при этом пружина между поршнем и цилиндром устраняет зазор в системе, прежде чем начнется следующий ход клапана.

Привод клапанов в шестнадцатиклапанном в двигателе.

Овальные кулачки нажимают через гидравлические толкатели на концы стержней клапанов.
Особенностью является небольшая выпуклость донышек толкателей, неразличимый для глаза наклон поверхности хода кулачка и смещение величиной 2 мм между кулачком и толкателем. Вследствие этого толкатели при работе двигателя получают вращательный импульс, который предается клапанам. Благодаря этому уменьшается износ толкателей и седел клапанов и достигается оптимальная плотность между клапаном и седлом.

Снятие распределительного вала на восьмиклапанном двигателе.

Снять крышку воздушного фильтра вместе с впускным шлангом и патрубком.

Поставить 1-й цилиндр в положение ВМТ.

Снять верхнюю крышку зубчатого ремня.

Снять крышку головки цилиндров, извлечь маслоотражатель.

Ослабить зубчатый ремень.

Если заменяется распределительный вал, следует открутить шестерню распределительного вала.

Полукруглую пружинную шпонку, служащую для фиксации шестерни на валу, извлечь при помощи чертилки.

Открутить крышки подшипников 1 (справа) и 3.

Гайки крышек подшипников 2 и 4 ослабить попеременно крест накрест.

Снять распределительный вал с передним сальником.

При установке распределительного вала кулачки 1-го цилиндра должны быть направлены вверх.

Крышки подшипников могут быть правильно установлены только в определенном положении. Осторожно поставить их и проверить правильность положения.

Вначале затянуть попеременно крест-накрест крышки подшипников 2 и 4 моментом 20 кН, затем установить крышки подшипников 1 и 3.

Затянуть шестерню распределительного вала моментом 80 Нм.

Отрегулировать фазы газораспределения.

Снятие распределительного вала на шестнадцатиклапанном двигателе.

Установить поршень 1 -го цилиндра в положение.

Снять верхнюю крышку зубчатого ремня

Снять крышку головки цилиндров.

Ослабить натяжитель зубчатого ремня, снять ремень.

Если необходимо заменить распределительный вал впускных клапанов, нужно открутить шестерню ремня.

При помощи чертилки извлечь из конца вала пружинную шайбу.

Направление движения цепи привода впускного распределительного вала необходимо пометить. В противном случае будет повышенный износ цепи.

Для обозначения следует пометить внешнюю сторону цепи (например краской). Ни в коем случае не пользоваться для этого кернером!

Открутить крышки подшипников впускного распределительного вала: вначале крышки 5 и 7, а также крайнюю левую.

В заключение следует постепенно крест-накрест ослабить крышки 6 и 8.

На выпускном распределительном валу открутить крышки 1 и 3, а также крышку на наружной стороне.

Постепенно крест-накрест открутить крышки 2 и 4.

Вытащить распределительные валы. Если возможно, не следует менять положение звездочек цепи и цепи.

Звездочки не следует снимать с распределительного вала.

При надевании цепи привода следует обратить внимание на метку, помечающую направление движения.

Круглые выбитые метки на звездочках распределительного вала должны находиться на высоте верхнего края головки цилиндров.

Поставить крышки подшипников. В них имеются выемки, которые должны быть направлены вперед (в направлении движения).

Вначале затянуть остальные крышки.

На выпускном распределительном валу затянуть попеременно крест-накрест крышки подшипников 2 и 4, затем затянуть остальные крышки.

Вставить пружинную шайбу в выемку выпускного распределительного вала.

Установить шестерню распределительного вала и затянуть моментом 65 Нм.

Поставить зубчатый ремень, отрегулировать фазы газораспределения.

Регулеровка зазоров клапанов.

Бензиновые и дизельные двигатели до 8.85 г.

Зазор клапанов должен проверяться и регулироваться на двигателе температурой охлаждающей жидкости +35°С.
С 9.85 г. выпуска двигатели имеют компенсаторы зазоров клапанов и его регулировка не требуется.

Номинальное значение - впускной клапан 0,20-0,30 мм
Для теплового двигателя - выпускной двигатель 0,40-0,50 мм

После ремонта головки цилиндров зазоры клапанов следует регулировать на холодном двигателе.

Номинальное значение - впускной клапан 0,15-0,25 мм
Для холодного двигателя - выпускной клапан 0,35-0,45 мм

Зазоры клапанов следует проверять и регулировать в рамках технического обслуживания при пробеге 30 000 км и через каждые следующие 30 000 км. Через 1000 км после ремонта головки цилиндров обязательно следует проверить и при необходимости отрегулировать зазор клапанов.

Регулировка клапанов только тогда достигает желаемого результата, если клапаны безупречно уплотняют, не имеют недопустимого люфта в направляющих и концы их стержней не сбиты.

Для регулировки зазора клапанов применяются регулировочные шайбы толщиной от 3,00 мм до 4,25 мм. Толщина регулировочной шайбы стоит на нижней стороне. При установке следует обязательно следить, чтобы обозначение было обращено вниз, в сторону толкателя.

Бывшие в употреблении регулировочные шайбы, но не имеющие механических повреждений, могут применяться снова.

Регулировка.

Регулировка зазоров клапанов производится в порядке 1-3-4-2, 1-ый цилиндр находится со стороны цилиндров маховика.

Отвинтить крышку головки цилиндров.

Провернуть коленвал за ременный шкив ключом (или сдвинуть автомобиль с включенной 4-ой передачей), чтобы пара кулачков регулируемого цилиндра была обращена вверх (при этом кулачки расположены под углом). Т.е. пара кулачков не давит больше на регулировочные шайбы.

Последовательность проведения измерений, начиная со стороны маховика: 1-ый цилиндр: выпускной и впускной клапаны, 2-ой цилиндр: выпускной и впускной клапаны, 3-ий цилиндр: впускной и выпускной клапаны, 4-ый цилиндр: впускной и выпускной клапаны. Плоский щуп должен с трудом двигаться между кулачком и регулировочной шайбой.

Отрегулировать зазор клапанов. Мастерские V.A.G используют для этого специальное приспособление 2078 и 10-208, которое в похожем исполнении предлагается фирмой HAZET. Без этого приспособления регулировка зазора клапанов невозможна. Держателем 2078 тарельчатый толкатель нажимается вниз, щипцами 10-208 вынимается регулировочная шайба. При необходимости толкатель следует повернуть, чтобы щипцы могли войти в его углубления.

Убрать держатель 2078 и провернуть распредвал дальше.

Отрегулировать зазоры цилиндра 2 и т.д.

Проверка гидровлических толкателей.

Если имеются шумы в приводе клапанного механизма даже после прогрева двигателя, необходимо проверить гидравлические толкатели. Они не подлежат регулировке, однако дефектные или издающие шумы толкатели можно заменить.

Для проведения проверки двигатеш, ддлжен быть прогрет. После этого нужно дать ему поработать на холостом ходу до первого включения вентилятора радиатора.

Затем нужно дать двигателю поработать в течение двух минут с несколько увеличенными оборотами (2500 об/мин).

Если шумы все еще слышны:

Заглушить двигатель.

Снять крышку головки цилиндров.

Повернуть двигатель так, чтобы кулачки распределительного вала проверяемого цилиндра были направлены вверх.

Для проверки гидравлического толкателя следует надавить деревянным или пластмассовым бруском на ненагруженный гидравлический толкатель. Не следует пользоваться металлическим инструментом - он царапает поверхность гидравлического толкателя.

Снятие гидравлических толкателей.

Снять распределительный вал.

Пронумеровать гидравлические толкатели по порядку и вытащить.

Толкатели следует поставить стороной, обращенной к распределительному валу, на чистую поверхность.

При установке поверхности скольжения гидравлических толкателей и распределительного вала следует смазать маслом.

Если устанавливается новый толкатель, перед запуском двигателя следует подождать примерно 30 минут.

Если это не будет выполнено, соответствующий клапан при первых же оборотах двигателя может ударить по поршню, что приведет к повреждению.