Сертификация продукции (далее - сертификация) - процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям".
Сертификация осуществляется в целях:
содействия потребителям в компетентном выборе продукции;
защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);
контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем.
Сертификация имеет обязательный и добровольный характер. Обязательная сертификация продукции подтверждается либо Сертификатом соответствия, либо Декларацией соответствия. Отнесение промышленной продукции к тому или иному виду обязательной сертификации определяется соответствующими Перечнями, утверждаемыми Правительством РФ. ГБО для автомобилей, являясь источником высокой опасности, подлежит обязательной сертификации (ответ ВНИИНМАШа Ростехрегулирования РФ) с подтверждением Сертификатом соответствия. У фирмы "Еврогаз" в отношении ГБО, установленном на машину автора, Сертификат соответствия оказался поддельным (официальный ответ Органа сертификации "Тест-С.-Петербург").
Несертифицированная продукция может отличаться от сертифицированной (и, как правило, отличается) неисполнением, для удешевления продукции, процедур, обязательных при сертификации : многочисленные испытания, усеченные или вообще отсутствующие меры по обеспечению взрыво- и пожаробезопасности и пр. Несертифицированная продукция зачастую характеризуется нестабильностью параметров, что приводит к нарушениям регулировок, отсутствием неявных, но существенных свойств, что делает ее эксплуатацию делом весьма опасным. Так, например, при установке ГБО в электропроводку имело место вмешательство с применением несертифицированных проводов и изоляционных материалов, неапробированных сечений и свойств. Необходимых в таких ситуациях мер по взрывозащите электрооборудования, в том числе и электропроводки, газовщиками предпринято не было. К тому же, как представляется, имело место нарушение технологии монтажа электропроводки : вместо контакторов или горячей пайки применялась простая скрутка проводов, что увеличивает переходное сопротивление в проводке, нештатно изменяя для бортового компьютера показания датчиков, и со временем приводит к нештатному искрообразованию.
Именно поэтому, во избежание тяжких последствий от "хлопков"-взрывов, в ТУ 152-12-008-99 (входят в Перечень нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм, устанавливающих требования к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации транспортных средств и предметов их дополнительного оборудования, а также, согласно ст. 46 Закона о техническом регулировании, действуют и поныне) и разъяснениях Руководителя ГИБДД МВД РФ содержатся требования (среди прочих) обязательной сертификации ГБО применительно к данному, или конкретному типу, т.е. марке и модели автомобиля . Под "типом транспортного средства" , согласно п.19 " Правил проведения государственного технического осмотра транспортных средств ГИБДД МВД РФ", понимается его модификация , что, в свою очередь, согласуется с определением , приведенном в "Правилах по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов" : тип ТС - совокупность одинаковых конструктивных признаков , зафиксированных в технических описаниях (именно в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов подлежит обязательной сертификации ГБО на автомобилях, в качестве принадлежностей, или дополнительных устройств). Более того, в этом же документе, в в п.2.7 главы 3, "Порядок сертификации ЗАПАСНЫХ ЧАСТЕЙ И ПРИНАДЛЕЖНОСТЕЙ к механическим транспортным средствам и прицепам", говорится: " Сертификация запасных частей и принадлежностей, не внесенных в конструкторскую документацию на транспортное средство, производится с учетом требований к конкретному транспортному средству , для использования (установки) на котором предназначены данные запасные части и принадлежности.
На сегодня, по имеющейся у автора информации, не существует эжекторного (карбюраторного) газобаллонного оборудования (ГБО), как отечественного, так и импортного, для установки на инжекторные двигатели автомобилей, как отечественных, так и импортных, прошедшего сертификацию в России. Видимо, прежде всего потому, что на автомобиле, в целом, и на двигателе, в частности, производителем автомобиля (двигателя) не предусмотрено вообще никаких взрывов, тем более в топливных системах, а потому его установка на инжекторные двигатели на территории России носит противозаконный характер и, следовательно, - преступна. Так же оказывается преступным ввоз любого ГБО эжекторной системы на территорию России, если оно будет устанавливаться на инжекторные двигатели. Ввозится же оно, видимо, под благовидным предлогом его установки на карбюраторные двигатели, для которых даже может быть сертифицировано, или вообще, без всякого предлога, контрабандно.
Здесь уместно обратить внимание на следующую уловку, предпринимаемую нечистоплотными или неграмотными установщиками ГБО, а также нечистоплотными или малограмотными специалистами сертификационных центров, аккредитованных при Ростехрегулировании РФ : сертификация ГБО, если ими и производится, то применительно к категориям автотранспортных средств. Эти категории установлены Правилами ЕЭК ООН (Европейская экономическая комиссия) и ГОСТ Р 51709-2001. Эти документы классифицируют автотранспортные средства по категориям, т.е. по разрешенной максимальной массе и допустимому количеству перевозимых пассажиров, что обозначается, как M1, M2, M3, N1, N2, N3 и т.д.
Так вот, нормативная база в отношении установки ГБО на машины никаких категорий не упоминает, а, повторяю, говорит об обязательной сертификации ГБО применительно к данному, или конкретному типу , т.е. марке и модели автомобиля . Таково свойство языка: каждое слово по отдельности имеет свой смысл, а вот слова в сочетании друг с другом порой обретают уже совсем иное звучание, т.е. несколько иные смысл и содержание. В Сертификате соответствия не должно быть текста такого, например, содержания: "Редуктор-испаритель 67 R -010088 CLASS 1 для автомобильного транспорта типов M 1, M 2, M 3 с <...>". Здесь КАТЕГОРИИ автотранспортных средств: M 1, M 2, M 3 так это ненавязчиво и как бы мимоходом названы ТИПАМИ автотранспортных средств, что, как говорят в Одессе: "две большие разницы".
Такие сертификаты, являясь, по существу, фальшивками, могут сыграть злую шутку с автовладельцами, решившими установить фактически несертифицированное и не согласованное с заводом-изготовителем машины ГБО, на свои новые машины, стоящие на гарантии. При этом автомобиль снимается с гарантии по определению. Это прописано в гарантийных обязательствах всех производителей автомашин.
Более того, установка всех агрегатов и узлов газобаллонного оборудования для ГСН (газы сжиженные нефтяные) должна быть произведена в соответствии с нормативно-технической документацией, разработанной предприятием- изготовителем комплекта ГБО и согласованной с заводом-изготовителем автотранспортного средства или уполномоченной на то организацией.
Примером того, что это необходимо не только формально, но и фактически, может служить пострадавший автомобиль автора, "Вольво 960". Как без согласования с производителем машины " Volvo Car Corp ." узнать, что двигатель на машине аллюминиевый, и выдержит ли он дополнительные к температуре горения бензина 150?200° на газе?! А как узнать в отношении конструктивной особенности крепления впускного коллектора к головке блока двигателя не шпильками, как обычно, а на патрубках, плюс то, что от впускной трубы на регулятор холостого хода отходит незакрепляемый производителем машины патрубок, выдержит ли такая конструкция без ущерба для себя и всего остального на машине хотя бы малейшее избыточное давление во впускной магистрали при возможном взрыве-"хлопке". Если бы фирма-производитель ГБО, установленного на машине автора, " Lo . Gas ", предварительно согласовала бы с " Volvo Car Corp ." эти вопросы, то не надо было бы и тратиться на сертификацию такого ГБО. Было бы предельно ясна недопустимость установки того комплекта, что был установлен на машине автора, и что, вполне естественно, привело к взрыву и пожару.
На сайте авторитетной на рынке ГБО компании "Комплектгазсервис" по этому поводу говорится следущее: "<...>. Дорожащие своей репутацией производители, поставляют каждый элемент СПДГ (агрегат, узел, запасную часть) в отдельной картонной или пластиковой упаковке с соответствующей документацией. Если это не так, то следует, по крайней мере, насторожиться. Если имеется сертификат соответствия , обратите внимание на следующее: кому, кем, когда, на основании чего, на серийное производство (это самое лучшее) или на какую партию и на какой срок он выдан, существует ли приложение к данному сертификату с указанием тех элементов СПДГ, которые подвергались испытаниям. После этого имеет смысл оценить каждый элемент в отдельности".
Сертификация работ и услуг в настоящее время проводится лишь в добровольном порядке, однако, если на нее идут, то тем самым предполагается обязательное наличие соответствующих условий для производства таких работ и оказания услуг (на фирме "Еврогаз", где автор устанавливал и обслуживал ГБО, отсутствуют даже простейшие, но необходимые для регулировок, приборы, в помещении отсутствует вытяжка и нейтрализатор выхлопных газов, персонал, судя по грубейшим ошибкам в монтаже ГБО, не обучен и не аттестован). Перед автором лежит Сертификат соответствия в системе ГОСТ Р для добровольной сертификации на услуги (работы) № РОСС RU .АЯ33.М32376, бланк № 0096251, выданный фирме "Еврогаз" органом по сертификации услуг и продукции "РОСТЕСТ-МОСКВА" на соответствие требованиям нормативных документов: Сертификат на услуги, в отличие от Сертификата на ГБО, - подлинный. Однако автору не удалось обнаружить в документе всех пунктов, приведенных в Сертификате, а согласно ГОСТам] – наличия на фирме "Еврогаз", на момент монтажа ГБО на машину, какого-либо оборудования, указанного в приведенных ГОСТах для необходимых регулировок на соответствие им (газовый течеискатель и газоанализатор). По всему выходит : Сертификат на услуги – подлинный, но и в то же время – липовый.