Генератор

 

В разных моделях автомобилей используется генератор переменного тока, приводимый в действие клиновым ремнем от двигателя. Генератор не нуждается в смазке, а щетки служат более 80000 км.

В зависимости от мощности двигателя и установленного дополнительного оборудования устанавливаются генераторы на ток 55 или 90 А. При максимальном напряжении 14 В это соответствует мощности 910 или 1260 Вт. Две трети этой мощности достигаются уже при 2000 об/мин на генераторе т.к., генератор приводится в действе от коленчатого вала двигателя, то он вращается быстрее двигателя. При соотношении 1: 2 2/3 мощности достигаются уже при оборотах холостого хода.

Генератор выдает переменный ток. Так как для зарядки АБ требуется постоянный ток, то для выпрямления переменного тока требуется полупроводниковые диоды. Диоды чувствительны к высоким напряжениям. Поэтому:

При работающем двигателе нельзя снимать и подсоединять провода между АБ и генератором, т.к. при этом напряжение может резко возрасти ("скачок") и диоды выйдут из строя.

Без правильно подсоединенной и исправной АБ генератор не должен работать. АБ служит для генератора ограничителем напряжения, в известной мере "буфером" от перенапряжения.

Все соединения в цепи генератор - АБ - "масса" должны быть плотными, т.к. слабый контакт приведет к скачкам напряжения.

При быстрой зарядке АБ и при электросварочных работах на кузове нужно отсоединять оба провода от АБ.

Контроль заряда.

Контрольная лампа в панели приборов имеет два соединения с "плюсом": к одному подходит синий провод от клеммы Д + генератора и к другому - от клеммы 15 замка (выключателя) зажигания через многоконтактный штекер печатной платы позади панели приборов.

При включении зажигания клемма 15 подает напряжение. Генератор еще не работает, так что контакт Д + без напряжения действует как "минус". Контрольная лампа загорается, т.к. между бортовым напряжением от АБ и неработающим генератором имеется разница напряжений.

Когда двигатель запускается и генератор достигает своего числа оборотов, необходимого для зарядки, то регулятор напряжения соединяет генератор с бортовой сетью. Теперь подходит плюсовой ток от клеммы 15 и дополнительно от - клеммы Д +. При этом разницы напряжений больше нет и контрольная лампа гаснет.

При включении зажигания горящая контрольная лампа должна - в нашем случае вместе с параллельно подключенным сопротивлением "возбуждать" генератор. Только так можно получить ток уже при низких оборотах генератора. С другой стороны, возбуждение нужно только в начале работы генератора.

Иногда контрольная лампа остается гореть, когда двигатель запускается без подачи газа или работает на низких оборотах. В этом случае возбуждение генератора слишком слабо и он уже не дает тока. Если нажать на педаль газа, то лампочка гаснет. Этот эффект является нормальным и не указывает не на какие неисправности.

Снятие генератора.

Отсоединить отрицательный провод от АБ.

Отжать в сторону скобу крепления генератора многоконтактного штекера, стянуть штекер, не повредив при этом провода.

Снять провод "массы" на корпусе генератора.

Снять клиновый ремень.

Выкрутить палец или оба .болта на нижней точке поворота, удерживая при этом генератор.

Регулятор напряжения.

Чем быстрее вращается генератор, тем выше становится напряжение и соответственно, ток. Эти повышения и понижения напряжения потребители тока в автомобиле не переносят. Поэтому регулятор напряжения, прикрепленный к генератору, ограничивает напряжение и препятствует перезарядке АБ. Через контактные щетки генератора протекает малый ток, а кроме этого, угольный щетки движутся по гладким кольцам, что способствует малому износу. Щетки находятся на внутренней стороне регулятора напряжения.

Проверка регулятора напряжения.

Подсоединить вольтметр между клеммой "В +" генератора и "массой".

Разогнать двигатель до 2000 об/мин.

Регулируемое напряжение должно составлять 13,3-14,6 В.

Если измеренное напряжение больше этого значения, то регулятор не исправен и должен быть заменен.

Пониженное напряжение может быть вызвано износом щеток.

Проверка щеток (BOSCH).

Открутить 2 болта крепления регулятора.

Вытащить регулятор, чтобы щетки не провисали.

Измерить выступание щеток.

Если они имеют длину около 5 мм, то их нужно заменить.

Замена.

Щетки со своими соединительными проводами припаяны на держателе в регуляторе. Для замены нужен паяльник.

Отпаять соединительные провода, вытащить щетки.

Снять нажимные пружины со старых щеток.
Установить пружины на новые щетки.

Припаять соединительные провода.

Проверка щеток (VALEO).

Выкрутить оба болта крепления регулятора на задней стороне генератора.

Вытянуть регулятор.

Измерить длину выступания щеток.

При длине в 5 мм щетки считаются изношенными.

Щетки на генераторе фирмы VALEO не заменяются отдельно, а только с регулятором напряжения.

Проверка состояния клинового ремня.

Генератор приводится в движение вместе с различными другими устройствами (в зависимости от вариантов исполнения автомобиля).

На моделях без дополнительного оборудования клиновый ремень проходит между:

С усилителем рулевого управления: коленчатый вал генератор.

С климатической установкой: компрессор/генератор.

Слишком малое натяжение ремня кроме недостаточной передачи мощности на генератор и водяной насос, приведет к проскальзыванию ремня на шкивах и к повышению его температуры и, соответственно, к преждевременному износу и выходу ремня из строя.

Если натяжение так мало, что при резком ускорении шкив коленчатого вала проворачивается под ремнем, то по бокам ремня будут видны неравномерные следы проскальзывания.

Для контроля ремня провернуть двигатель на несколько полных оборотов, т.к. только так можно осмотреть все поверхности ремня. Часто ремень имеет только одну, но глубокую трещину, которая может быть не замечена.

Потресканный или вытертый ремень нужно заменить.

Натяжение клинового ремня.

Натяжение измеряется с помощью сильного нажатия пальцем на средину самого длинного свободного участка ремня. У автомобилей без дополнительного оборудования это участок между шкивами коленчатого вала и генератора.

При правильном натяжении не новый ремень не должен прогибаться.

При правильно натянутом ремне нужно проверить также, хорошо ли затянуты зажимной боле генератора и гайка шарнирного пальца.

Чтобы натянуть клиновой ремень нужно:

Ослабить зажимной болт зубчатой гайки на один оборот, удерживая при этом гайку.

Через облицовку зубчатого ремня ослабить шарнирный болт, с помощью шестигранного ключа на 6 мм.

Генератор должен под своим весом отойти в сторону.

Затянуть зубчатую гайку динамометрическим ключом моментом 8 Нм (новый клиновый ремень) или 4 Нм (не новый ремень).

Удерживая гайку в этом положении, затянуть зажимной болт моментом 35 Нм.

Без динамометрического ключа повернуть зубчатую гайку и затянуть зажимной болт.

Шарнирный палец затянуть моментом 35 Нм, а болт зажимной скобы моментом 30 Нм.

Нажать на генератор по направлению к двигателю.

Одновременно другой рукой затянуть зажимной болт.

Затянуть остальные болты моментом 30 Нм.

Обрыв клинового ремня.

Если неожиданно во время движения загорелась красная контрольная лампа и послышался звук хлопка в моторном отсеке, то скорее всего, порвался клиновый ремень генератора. Нужно остановиться и проверить. Если это случилось,- необходимо предпринять следующие меры:

У моделей без дополнительного оборудования поездку нельзя продолжать, ни в коем случае! Из-за неработающего более водяного насоса прекратится циркуляция охлаждающей жидкости. В связи с этим нужно установить новый ремень или буксировать автомобиль.

У моделей с усилителем рулевого управления можно ехать дальше, если АБ достаточно хорошо заряжена. Водяной насос будет работать (от ремня насоса усилителя рулевого управления или компрессора климатической установки).

Диагностика неисправностей.

При отказе генератора или его регулятора дальнейшая поездка еще не опасна, когда АБ может еще вращать стартер. Днем ток АБ может подаваться достаточно долгое время, т.к. система зажигания для образования искр в свечах зажигания требует минимального напряжения. От АБ питаются также на холодном карбюраторном двигателе системы подогрева впускной трубы и крышки пускового устройства или же у двигателей со впрыском топлива - электрический топливный насос. Кроме этого. АБ часто бывает заряжена только на 2/3. В соответствии с емкостью АБ время движения может достигать не менее 5 часов. Зимой ситуация усложняется тем, что АБ заряжается слабее, а кроме этого необходимо ранее включать освещение.