Задние тормоза

 

Особенности устройства

Тормозной механизм заднего колеса барабанный с автоматической регулировкой зазора между колодками и барабаном. Он смонтирован на опорном щите 8, который крепится на фланце рычага задней подвески вместе с осью заднего колеса. В нижней части щита двумя заклепками 25 крепится пакет пластин, одна из которых является опорой 23 для тормозных колодок 1. Другие пластины (24) направляют движение нижней части колодок на опорной пластине, ограничивая их осевое перемещение. В верхней части щита крепится двумя
болтами колесный цилиндр. Тормозные колодки стянуты верхней 4 и нижней 2 пружинами, которые поджимают колодки к нижней опоре и к упорам 16 поршней колесного цилиндра. Дополнительно колодки удерживаются в средней части направляющими пружинами 2, которые соединяются одним концом с ребром колодки, другим с пальцем опорного щита. Вследствие нежесткого соединения колодок со щитом тормоза они самоустанавливаются
в момент торможения.

Устройство автоматического регулирования зазора между колодками и барабаном расположено в колесном цилиндре. Его основным элементом является разрезное упорное кольцо 10, установленное на поршне 15 между буртиком упорного винта 6 и двумя сухарями 9 с зазором 1,25-1,65 мм. Упорные кольца установлены в цилиндр с натягом, обеспечивающим усилие сдвига кольца по зеркалу цилиндра не менее 35 кгс, что превышает усилие на поршне от стяжных пружин 4 и 22 колодок. При износе накладок зазор 1,25-1,65 мм устраняется полностью, буртик на упорном винте 6 прижимается к буртику кольца 10, вследствие чего упорное кольцо сдвигается вслед за поршнем на величину износа. С прекращением торможения поршни усилием стяжных пружин сдвигаются до упора сухарей в буртик упорного кольца. На задних колодках крепятся пальцами 17 рычаги 18 ручного привода колодок.

Тормозной барабан отлит из алюминиевого сплава, его рабочая поверхность образована чугунной вставкой, залитой внутри барабана. Крепится барабан к фланцу ступицы заднего колеса вместе с диском колеса четырьмя болтами.

Снятие и установка

Снятие. Поднимите заднюю часть автомобиля и снимите колесо. Снимите тормозной барабан, отвернув направляющие штифты, а затем завернув их в резьбовые отверстия до отделения барабана.

Ослабив трос привода стояночной тормозной системы, отсоедините от рычага наконечник троса, снимите шплинт, нажмите на палец и снимите рычаг. Снимите направляющие пружины колодок, отсоедините верхнюю и нижнюю стяжные пружины колодок и снимите колодки.

Приняв меры, не допускающие утечку жидкости из главного цилиндра, отсоедините от колесного цилиндра трубку подвода тормозной жидкости и заглушите входные отверстия цилиндра и трубки. Снимите колесный цилиндр.

При замене щита тормоза, отверните болты его крепления к фланцу оси заднего колеса и снимите щит.

Установку деталей тормозного механизма проводите в последовательности, обратной снятию с учетом следующего:

после установки колодок на щите тормоза, убедитесь, что концы колодок правильно расположились в пазах упоров поршней колесного цилиндра и на опорной пластине;

перед установкой барабана смажьте графитной смазкой, смазкой ШРУС-4 или ЛСЦ-15 посадочный поясок ступицы.

После сборки тормозных механизмов нажмите на педаль тормоза 2...3 раза с усилием 39,2 Н (40 кгс) для установки поршней в рабочее положение. После чего проверьте легкость вращения колеса (допускается легкое задевание барабана о колодки). Отрегулируйте стояночную тормозную систему.

Разборка и сборка колесных цилиндров

Разборка. Снимите защитные колпачки, затем выпрессуйте из корпуса цилиндра поршни в сборе с деталями автоматического регулирования зазора между тормозными колодками и барабаном.

Установите поршень в сборе с автоматическим устройством на приспособление 67.7820.9525 так, чтобы выступы приспособления охватили головку упорного винта. Специальной отверткой, поворачивая поршень, выверните упорный винт из поршня.

Снимите с винта уплотнительное кольцо с опорной чашкой, пружиной и сухари. Разъедините упорное кольцо и упорный винт.

Сборку автоматического устройства и самого цилиндра проводите в обратной последовательности с учетом следующего:

перед установкой деталей обильно смажьте их тормозной жидкостью;

упорные винты поршней затягивайте моментом 3,9...6,9 Н-м (0,4...0,7 кгс-м);

прорезь на упорных кольцах должна быть направлена вертикально вверх: отклонение от вертикали допускается не более 30°. Такое расположение прорези обеспечивает полное удаление воздуха из привода тормозного механизма колеса при прокачке тормоза;

поршни в корпус цилиндра запрессовывайте при помощи приспособления 67.7823.9532;

усилие запрессовки поршня в цилиндр должно быть не менее 345 Н (35 кгс); при меньшем усилии замените упорное кольцо;

при запрессовке поршня в цилиндр необходимо выдержать размер 4,5...4,8 мм и 67 мм (максимально) для свободной посадки тормозного барабана;

после сборки проверьте перемещение каждого поршня в корпусе цилиндра. Они должны легко перемещаться в пределах 1,25...1,65 мм. Последними установите на место защитные колпачки.

Проверка деталей

Колесные цилиндры. Проверьте чистоту рабочих поверхностей цилиндра, поршней и упорных колец. Поверхности должны быть совершенно гладкими, чтобы не происходило утечки жидкости и преждевременного износа уплотнителей и поршней. Доработка зеркала цилиндра не допускается.

Проверьте состояние упорного винта пружины, опорной чашки и сухарей. При необходимости замените поврежденные детали новыми.

Замените уплотнители новыми. Проверьте состояние защитных колпачков и при необходимости замените их.

Колодки. Внимательно проверьте, нет ли на колодках повреждений или деформаций.

Проверьте упругость стяжных и направляющих пружин колодок, при необходимости замените их новыми. Стяжные пружины не должны иметь остаточных
деформаций при растяжении нижних пружин усилием 137,2 Н (14 кгс) и верхних - 294 Н (30 кгс).

Проверьте чистоту накладок, если обнаружены грязь или следы смазки, тщательно очистите накладки металлической щеткой и промойте уайт-спиритом, кроме того, проверьте, нет ли утечки смазки внутри барабана, обнаруженные неисправности устраните.

Колодки замените новыми, если толщина накладок стала менее 1,5 мм. Замену проводите одновременно на обоих тормозных механизмах, то есть замените обе пары колодок.

Тормозные барабаны. Осмотрите тормозные барабаны. Если на их рабочей поверхности имеются глубокие риски или чрезмерная овальность, то расточите барабаны на токарном станке. Затем также на станке абразивными мелкозернистыми брусками прошлифуйте барабаны. Это увеличивает долговечность накладок и улучшает плавность и эффективность торможения.

Увеличение диаметра барабана (200 мм) после расточки и шлифовки допускается до 201 мм. Предельно допустимый диаметр барабана 201,5 мм. Это требование должно строго соблюдаться, в противном случае уменьшается прочность барабана, а также эффективность торможения.