Система зажигания

 

Классическая система зажигания состоит из:

распределителя зажигания с прерывателем;
катушки зажигания;
высоковольтных проводов;
свечей зажигания.

Катушка зажигания имеет две обмотки: первичную и вторичную. Один конец первичной обмотки соединен с распределителем зажигания, а второй - с положительным полюсом аккумулятора через выключатель. Вторичная обмотка формирует высокое напряжение, поступающее на свечи зажигания через распределитель каждый раз, когда размыкаются контакты прерывателя

Общие принципы действия системы зажигания

Ток от аккумулятора протекает через первичную обмотку катушки зажигания. Вокруг сердечника катушки возникает магнитное поле.

Когда поршень в цилиндре приближается к точке, в которой сжатая горючая смесь должна быть зажжена (к так называемой точке зажигания), ток в катушке зажигания прерывается. В разных системах зажигания происходит это по-разному.

В момент прерывания тока в катушке зажигания исчезает магнитное поле. При этом во вторичной обмотке, имеющей очень большое количество витков тонкого провода, возникает напряжение порядка нескольких тысяч вольт.

Это напряжение через распределитель зажигания поступает на соответствующую свечу зажигания. Горючая смесь поджигается, и двигатель продолжает работать. После этого ток снова поступает в первичную обмотку, и весь цикл повторяется.

В классической системе зажигания замыкание и размыкание первичной цепи катушки зажигания осуществляется механическим контактом, который называется прерывателем. Замыкание и размыкание прерывателя происходит под воздействием четырехугольного кулачка на валу распределителя.

При замкнутых контактах прерывателя через катушку зажигания протекает ток. Когда кулачок на валу распределителя разрывает контакты прерывателя, ток в первичной обмотке прекращается и возникает искра зажигания.

Напряжение зажигания составляет около 20.000 вольт, но не представляет опасности для человека ввиду того, что ток вторичной обмотки очень мал.

Поиск неисправностей в системе зажигания

Проверить, что клеммы проводов и штекерные разъемы катушки зажигания, распределителя зажигания, а также
многоконтактный разъем "С" правильно подключены к центральной соединительной коробке.

Проверить, нет ли на корпусе катушки зажигания трещин, следов пробоя от воздействия высокого напряжения или смолообразной заливочной массы.
Проверить, не повреждена ли крышка распределителя.

Проверить правильность соединений и состояние проводов высокого напряжения свечей зажигания.

Проверка высокого напряжения

Классическая система зажигания: вынуть провод высокого напряжения из центрального гнезда распределителя и зажать его конец с помощью прищепки для белья. Удерживая провод на расстоянии 10 мм от "массы", попросить помощника включить стартер.

Обе системы зажигания: если между наконечниками проводов и "массой" или между электродами свечей проскакивает сильная искра, это означает, что высокое напряжение есть.

Если искры нет, следует продолжить проверку.

Напряжение питания системы зажигания

Система зажигания может не работать из-за отсутствия напряжения питания. Однако пониженное напряжение питания также может вызвать серьезные неполадки.

Подключить вольтметр к клемме 15 катушки зажигания и к "массе". Если напряжение составляет около 8,5 вольт (классическая система), то следует продолжить поиски неисправности.

Если измерение напряжения питания указывает на его отсутствие или его величина значительно меньше указанной выше, это означает, что поврежден провод между системой зажигания и замком зажигания.

Источники неисправностей

Обрыв между контактом С15 в центральной соединительной коробке и проводом дополнительного резистора.

Оборван провод, запараллеливающий провод дополнительного резистора .

Оборван провод между замком зажигания и центральной соединительной коробкой

Повреждена клемма 15 или клемма 30 замка зажигания.

Неисправности классической системы зажигания могут быть связаны с устройствами, дополнительно подключенными к зажиму 15, например, фильтром для подавления помех, компенсатором подавления помех и др.

Первичная цепь классической системы зажигания

Чтобы быстро проверить первичную цепь, подключить контрольную лампу к клемме 1 катушки зажигания и отрицательному полюсу аккумулятора.

Включить зажигание.

При замкнутых контактах прерывателя лампа не должна гореть.

Поворачивая коленчатый вал двигателя за клиновидный ремень, разомкнуть контакты прерывателя. Если лампа загорится, то первичная цепь системы зажигания исправна.

Если при разомкнутых контактах прерывателя контрольная лампа не горит, то следует подключить ее между положительным проводом аккумулятора и клеммой 1.

Провернуть коленчатый вал. Лампа должна зажигаться и гаснуть. В противном случае следует искать другой источник неисправности.

Источники неисправностей

Прерыватель - регулировка, состояние, замыкание на "массу".

Конденсатор - замыкание на "массу".

Распределитель зажигания – повреждения внутренних или наружных соединений.

Фильтр подавления радиопомех радиоприемника.

Иные причины неисправностей

Если искра не проскакивает между электродами свечей, то в указанной ниже последовательности следует проверить:

провод зажигания;

наконечники провода подавителя помех на катушке зажигания и распределителе зажигания;

крышку распределителя зажигания;

ротор распределителя зажигания;

наконечники проводов свечей зажигания;

свечи зажигания

Распределитель зажигания

Особенности устройства.

Вращающийся под крышкой ротор распределителя подает высокое напряжение к отдельным свечам зажигания.

В некоторых двигателях в роторе распределителя зажигания установлен ограничитель скорости вращения коленчатого вала двигателя

В классической системе зажигания в приборе установлен прерыватель, а снаружи прерывателя - конденсатор.

Состоящий из двух частей валик распределителя зажигания сопряжен с центробежным механическим
регулятором опережения зажигания.

На боковой стенке распределителя укреплен вакуумный регулятор опережения зажигания.

Снятие крышки распределителя

С помощью отвертки приподнять оба пружинных зажима крышки.

Снять провод "массы" штампованного экрана (если есть).

Снять крышку распределителя, оставляя присоединенными провода высокого напряжения.

Снять ротор распределителя и защитную шайбу, предохраняющую от загрязнений.

При повторной установке защитной шайбы поставить ее так, чтобы выступ на периферии шайбы вошел в вырез на краю корпуса распределителя.

Ротор распределителя имеет прилив который входит в выемку на валу распределителя.

Крышка распределителя также имеет выступ, позволяющий установить ее на корпусе распределителя единственным образом.

Проверка крышки и ротора распределителя ("бегунка")

Снять крышку распределителя зажигания Внутри и снаружи крышка должна быть чистой, чтобы грязь, царапины и влага не вызывали утечки тока высокого напряжения.

Очистить контакты от нагара.

Проверить, не окислены ли контактные поверхности.

Проверить расстояние между контактом ротора и контактами крышки распределителя.

Следы прожога на крышке распределителя вызываются токами пробоя.

В аварийной ситуации следует удалить эти следы острым предметом (например, отверткой) и покрыть очищенное место лаком для ногтей.
Угольный контакт в центре крышки должен быть гладким и блестящим, легко утапливаться и без заедания возвращаться в исходное положение.

Пружинный контактный язычок ротора не должен иметь прогаров, как и заливочная масса помехоподавляющего резистора между центральным и периферийным контактами ротора.

Измерить сопротивление между центральным и периферийным контактами ротора. В системе классического зажигания сопротивление должно составлять 4-6 кОм.

Проверить, не поврежден ли элемент фиксации на валу распределителя.

Снятие распределителя зажигания

Поставить поршень первого цилиндра в положение, соответствующее опережению зажигания.

Снять крышку распределителя зажигания.

Двигатель 1,1/1,3 л: отвернуть два болта, крепящие держатель распределителя зажигания, снять распределитель.

Двигатель 1,5/1,6 л: отвернуть гайку крепления прижима распределителя, вынуть распределитель вверх.

При повторной установке распределителя при необходимости повернуть коленчатый вал двигателя.

Двигатель 1,1/1,3 л: метка на шкиве коленчатого вала должна совпадать с обрезом передней части штампованного указателя на лицевой стороне двигателя.

Двигатель 1,5/1,6 л: обозначение "О" на маховике должно находиться напротив стрелки в контрольном отверстии. Одновременно в отверстии распределителя зажигания штифт, крепящий валик масляного насоса, должен быть параллелен оси коленчатого вала.

Углубление с обратной стороны зубчатого колеса распределительного вала должно находиться на высоте прокладки крышки головки цилиндров.

Повернуть валик распределителя так, чтобы ротор указывал на метку на краю корпуса распределителя. Установить распределитель.

Все двигатели: установить зажигание.

Конденсатор

Конденсатор соединен с клеммой 1 катушки зажигания. Задача конденсатора - подавление искрения, возникающего при размыкании контактов прерывателя. Поэтому конденсатор называют искрогасящим.

Проверка конденсатора

Причиной слабого искрообразования, полного отсутствия искры и сильно обгоревших контактов прерывателя может быть поврежденный конденсатор.

Снять крышку распределителя.
Попросить помощника провернуть коленчатый вал стартером.

Если между контактами прерывателя проскакивают сильные искры, то, вероятнее всего, конденсатор поврежден.

С контакта 1 катушки зажигания снять зеленый провод.

Подключить контрольную лампу между зеленым проводом и контактом 1 катушки.

Включить стартер.

Если контрольная лампа регулярно зажигается и гаснет, это означает, что конденсатор не имеет короткого замыкания.

Прерыватель

Прерыватель находится в распределителе зажигания. Чтобы иметь к нему доступ, нужно снять крышку распределителя. В двигателях 1,1/1,3 л прерыватель частично закрыт крышкой подшипников. Молоточек и наковальня размещены на плате, изолированной от "массы".

Проверка контактов прерывателя

Постоянное замыкание и размыкание контактов вызывает их износ. Предусмотрена их замена. Для проверки нужно снять крышку распределителя. Вид поверхности контактов свидетельствует об исправности системы зажигания:

блестящие, отполированные поверхности – система зажигания исправна;

значительные выступы и впадины на поверхности контактов - контакты изношены;

серый налет на поверхности контактов: окисление вследствие слишком малого расстояния между контактами, слишком слабая пружина, "заедание" подвижного контакта прерывателя;

голубой налет: повреждена катушка зажигания или конденсатор;

черный налет: на контакты попало масло или грязь.

Поиск неисправностей, связанных с контактами прерывателя

Контакты прерывателя могут быть причиной неисправностей в системе зажигания.

Следует проверить следующее:

Не вызвало ли ослабление крепящего винта изменение зазора между контактами прерывателя?

Нет ли на поверхностях контактов изолирующего слоя грязи или масла?

Не сломан ли толкатель молоточка?

Нет ли трещин в угольнике, крепящем наковальню?

Нет ли замыкания в прерывателе? Проверить контрольной лампой.

Не замыкает ли провод прерывателя на "массу"?

Не оборван ли провод "массы", подходящий к плате прерывателя?

Если вышеуказанные неисправности отсутствуют, то, возможно, оборван какой-нибудь провод снаружи прерывателя.

Замена контактов прерывателя (только классическая система зажигания)

Если на старых контактах виден голубоватый налет или обгорание, то одной замены контактов недостаточно. Необходимо проверить конденсатор или катушку зажигания.

Снять крышку распределителя.

В двигателях 1,1/1,3 л отвернуть крышку подшипников.

Отсоединить соединительный провод внутри распределителя.

Отвернуть винты, крепящие плату прерывателя, вынуть прерыватель.

Ось подвижного контакта прерывателя смазать каплей моторного масла.

Вытереть валик распределителя, а четырехгранный кулачок смазать смазкой Bosch FTV-4

На толкатель прерывателя (со стороны обращенной к оси) нанести вышеуказанную смазку (объемом с булавочную головку).

Новый диск установить так, чтобы штифт в нижней части вошел в отверстие основания прерывателя.

После установки крышки подшипников отрегулировать угол замыкания контактов прерывателя и опережение зажигания.

Зазор между контактами прерывателя и угол их замыкания (только классическая система зажигания)

Если снять крышку распределителя (помощник должен провернуть коленчатый вал стартером), то можно увидеть, что каждый выступ кулачка приподнимает молоточек над наковальней. От расстояния между контактами прерывателя зависит, как долго оба контакта будут замкнуты или разомкнуты за время поворота кулачка от выступа до выступа.

Если зазор между полностью разомкнутыми контактами мал, то контакты остаются сравнительно долгое время замкнутыми, до очередного подъема следующим выступом кулачка. С другой стороны, при слишком большом зазоре контакты замыкаются на короткое время.

Угол, на который валик распределителя поворачивается от начала замыкания контактов до их размыкания, называется углом замкнутого состояния контактов.

Регулировка зазора между контактами прерывателя

Для замера угла замыкания контактов прерывателя необходим специальный измерительный прибор. Обычно бывает достаточно измерить расстояние между контактами прерывателя. Такой замер является, однако, точным только для новых плоских контактов. Если на поверхности контактов прерывателя имеются выступы и углубления, то щуп следует вставлять между контактами с края.

Снять крышку распределителя.

Повернуть коленчатый вал так, чтобы выступ кулачка полностью поднял подвижный контакт молоточка.

В этом положении щуп толщиной 0,4 мм должен проходить между контактами с небольшим натягом.

Если зазор между контактами неправильный, ослабить крепление платы прерывателя.

Вставить отвертку между выступом и впадиной и так повернуть ее, чтобы зазор между контактами был равен 0,4 мм.

Затянуть винт крепления и проверить зазор.

Установить зажигание.

Момент зажигания и ВМТ

Двигатель достигает максимальной мощности тогда, когда горючая смесь зажигается в момент ее максимального сжатия. Максимальное сжатие в четырехтактном двигателе наступает тогда, когда поршень в конце второго такта (такта сжатия) на мгновение останавливается в наивысшем положении, а затем снова начинает движение вниз (третий такт). Это верхнее положение называется верхней мертвой точкой (ВМТ). Противоположное ему самое нижнее положение называется нижней мертвой точкой (НМТ).

Автоматическая регулировка момента зажигания

Полное возгорание горючей смеси всегда происходит за одно и то же время (около 1/3000 секунды). Это означает, что с увеличением скорости вращения момент зажигания должен наступать все раньше. Только в этом случае возгорание происходит в нужный момент, а именно тогда, когда поршень от ВМТ начинает двигаться вниз. Время сгорания смеси зависит также и от ее состава. При слегка нажатой педали газа (частичная нагрузка) горючая смесь в камере сгорания трудновоспламенима. Поэтому она сгорает медленней и поджечь ее следует раньше.

Если зажигание происходит слишком поздно, то энергия топлива не будет использована полностью и двигатель не достигнет полной мощности. С другой стороны, слишком раннее зажигание приводит к тому, что сгорающая топливная смесь, расширяясь, оказывает тормозящее действие на движущийся вверх поршень. В двигателе возникают посторонние звуки. Опережение зажигания в зависимости от скорости вращения обеспечивается центробежным регулятором, который размещен в нижней части распределителя зажигания. В зависимости от нагрузки двигателя, 'опережение зажигания обеспечивается вакуумным регулятором, расположенным сбоку от распределителя зажигания. Оба этих регулятора работают независимо и определяют опережение зажигания совместно.

В некоторых двигателях имеется еще один вакуумный регулятор, с помощью которого осуществляется запаздывание зажигания. Но происходит это только в режиме холостого хода. Благодаря этому двигатель выделяет меньше токсичных веществ в выпускных газах.

Центробежный регулятор опережения зажигания

Центробежный регулятор воздействует на валик распределителя, состоящий из двух частей. Диск центробежного регулятора находится в корпусе распределителя под платой прерывателя. Чем быстрее вращается валик распределителя, тем сильнее грузики, расположенные друг против друга на несущей плате, нажимают на штифты рычагов, которые поворачивают верхнюю часть валика вместе с кулачком в направлении его вращения. Таким образом, с ростом скорости вращения происходит более раннее зажигание, поскольку контакты прерывателя раньше размыкаются. По мере снижения скорости вращения небольшие спиральные пружины возвращают грузики назад и зажигание становится снова более поздним.

Проверка центробежного регулятора

Подключить стробоскоп.

Снять вакуумный трубопровод с распределителя зажигания.

Запустить двигатель.

Лампу стробоскопа направить на метки, которые указывают момент зажигания.

Углубление на шкиве коленчатого вала (двигатель 1,1/1,3 л) или на маховике (двигатель 1,5/1,6 л) должно плавно передвигаться вперед (назад) при нажатии педали акселератора, а после отпускания педали возвращаться на прежнее место.

Точная проверка установки зажигания возможна только на СТО, где используется специальное оборудование.

Вакуумный регулятор опережения зажигания

Регулятор в распределителе зажигания соединен тонким трубопроводом с карбюратором. Выше дроссельной заслонки существует разрежение, величина которого
зависит от ее положения. При закрытой заслонке разрежение составляет 0 МПа и увеличивается месте с открытием заслонки одновременно с ростом скорости вращения коленчатого вала двигателя. Разрежение достигает максимума при частичном открытии дроссельной заслонки и частичной нагрузке двигателя, а при полностью открытой заслонке снова уменьшается примерно до 1/5 максимальной величины. При частично нажатой педали акселератора существует большое разрежение, которое через трубопровод воздействует на диафрагму вакуумного регулятора. Диафрагма соединена тягой с диском в распределителе, на котором помещен прерыватель. Диск поворачивается в направлении, обратном направлению вращения валика распределителя, что вызывает опережение зажигания. Вакуумный регулятор, обеспечивающий опережение зажигания до 15°, вступает в действие при работе двигателя с малой скоростью вращения и создает опережение зажигания раньше центробежного регулятора, который вступает в работу только при больших скоростях вращения.

Проверка вакуумного регулятора опережения зажигания

Действие вакуумного регулятора легко проверить самому.

Снять трубопровод с вакуумного регулятора и заткнуть пальцем.

Попросить помощника включить двигатель и установить скорость вращения около 3000 об/мин.

При равномерном вращении коленчатого вала двигателя снова подключить трубопровод к вакуумному регулятору. Регулятор должен начать работать, вследствие чего скорость вращения должна заметно возрасти без изменения положения педали "газа".

Если скорость вращения не увеличивается, вероятнее всего, что негерметичен трубопровод или повреждена диафрагма вакуумного регулятора.

Вакуумный регулятор запаздывания зажигания

Чтобы ограничить токсичность выпускных газов в режиме холостого хода и в режиме принудительного холостого хода (т.е. при отпущенной педали акселератора, что эквивалентно торможению двигателем), нижеупомянутые силовые агрегаты оборудованы двухкамерным вакуумным регулятором, расположенным сбоку от распределителя зажигания:

двигатель с рабочим объемом 1,5 литра с автоматической коробкой передач выпуска с 8/77 по 7/79;

все двигатели с рабочим объемом 1,6 литра.

В этих двигателях момент зажигания запаздывает на холостом ходу примерно на 8° (угол поворота коленчатого вала в направлении ВМТ). Изменение угла опережения зажигания происходит с применением двухкамерного вакуумного регулятора в распределителе.

Вторая камера регулятора подсоединена к каналу карбюратора, который выходит в первичную камеру ниже дроссельной заслонки. В этом месте при закрытой заслонке на холостом ходу и на принудительном холостом ходу существует очень сильное разрежение. Диафрагма вакуумного регулятора запаздывания зажигания через тягу поворачивает диск прерывателя в направлении вращения валика распределителя, в результате чего происходит запаздывание зажигания. При нажатии педали акселератора (и открытии дроссельной заслонки) разрежение уменьшается и запаздывание зажигания также уменьшается. Двигатель снова работает с опережением зажигания.

Проверка вакуумного регулятора запаздывания зажигания

Подключить тахометр и стробоскоп.

Запустить двигатель и оставить работать на холостых оборотах.

Лампу стробоскопа направить на метки, по которым выставляется зажигание.

Попросить помощника нажать на педаль акселератора. Наблюдать метки установки момента зажигания (на маховике -двигатель 1,6 л; на шкиве коленчатого вала - двигатель 1,3/1,5 л). Подвижная метка должна скачком переместиться вперед, а на холостом ходу - вернуться в исходное положение.

Отсутствие какой-либо реакции означает, что поврежден вакуумный трубопровод или диафрагма регулятора.

Специальные устройства для регулирования опережения зажигания

Чтобы улучшить характеристики двигателя, вакуумное регулирование установки зажигания дополняется регулированием с учетом температуры. Такой дополнительный регулятор при определенной температуре охлаждающей жидкости перекрывает
вакуумный трубопровод.

Двигатель с рабочим объемом 1,6 литра и мощностью 55 кВт с автоматической коробкой передач: запаздывание зажигания не происходит при холодном двигателе. Оно включается, когда температура охлаждающей жидкости поднимается до 45-61 °С.

Двигатель с рабочим объемом 1,6 литра и мощностью 63 кВт с механической коробкой передач: в некоторых двигателях не происходит запаздывание зажигания при холодном двигателе. Параллельно термопневматическому клапану в вакуумном трубопроводе установлен обратный клапан. Запаздывание зажигания происходит при температуре
охлаждающей жидкости 52-68 °С и выше.

Двигатель с рабочим объемом 1,6 литра мощностью 63 кВт с автоматической коробкой передач: при холодном двигателе опережение зажигания наступает только при достижении скорости вращения коленчатого вала около 2000 об/мин. Вакуумный трубопровод открывается при достижении охлаждающей жидкостью температуры 52-68 °С.

Двигатель с рабочим объемом 1,5 литра и мощностью 51 кВт с автоматической коробкой передач выпуска с 12/80: увеличение разрежения, опережающее зажигание при частичной нагрузке холодного двигателя после нажатия педали акселератора удерживается немного дольше и опережение зажигания продолжается дольше. Эту функцию выполняют обратный клапан и термопневмоклапан, который открывается только при температуре 30-46 °С.

Проверка работы

При холодном двигателе подуть в вакуумный трубопровод термопневмоклапана. Последний должен быть закрыт.

Повторное испытание провести при теплом двигателе; клапан должен открыться. При желании можно снять клапан и нагреть его в водяной ванне.

Белый патрубок обратного клапана в вакуумном трубопроводе, служащий для опережения зажигания (двигатель рабочим объемом 1,5 литра выпуска с 12/80), должен быть обращен в направлении вакуумного регулятора.

Опережение зажигания

Если речь идет о классической системе зажигания, то проверка опережения зажигания является очень важной операцией. Изменение угла замыкания контактов прерывателя вызывает изменение опережения зажигания. Поэтому перед установкой зажигания следует измерить угол замыкания контактов прерывателя и отрегулировать его, если это необходимо.

В нижеприведенной таблице указаны регулировочные величины и соответствующие скорости вращения коленчатого вала двигателя. Указано, что проверка должна выполняться с подключенным или отключенным трубопроводом, питающим вакуумный регулятор распределителя зажигания.

Двигатель

1,1 л

1,3 л

1,3 л с цифровым устройством

1,5 л до 8/75

Мощность , кВт

37

44

44

51,63

Обозначение

FA,GG

GF

GF

FH,FD

Опережение зажигания

10 °± 1 ° перед ВМТ

5 °± 1 ° перед ВМТ

5 ° +1 °заВМТ

7,5 °± 1 ° перед ВМТ

Скорость вращения об / мин

950+50

950 ± 50

850 ± 50

950+50

Трубопровод вакуумного регулятора

снят

снят

надет

снят

Двигатель

1 ,5 л с 8/77 ( механ . коробка передач )

1,5 л с 8/77 ( автомат , коробка передач )

1 ,5 л с цифровым устройством

1,6 л

1,6 л с цифровым устройством

Мощность , кВт

51

51

51

55, 63

63

Обозначение

JB

JB

JB

FP,FR

FR

Момент зажигания

9 °± 1 ° перед ВМТ

0 ° перед ВМТ

0 ° перед ВМТ

0 ° перед ВМТ

0 ° перед ВМТ

Для установки зажигания используются следующие метки.

В двигателе 1,1/1,3 л метка, выполненная из листовой стали, укреплена на передней стороне двигателя с правой стороны. Момент зажигания устанавливается по углублению на шкиве коленчатого вала.

Двигатель 1,5/1,6 л имеет выступ, который виден в контрольном отверстии (глядя по направлению движения с левой стороны) в корпусе сцепления между двигателем и коробкой передач. Для установки момента зажигания служит выступ на маховике. Контрольное отверстие чаще всего закрыто пробкой, которую следует вывернуть.

Проверка опережения зажигания

Прогреть и выключить двигатель. Если необходимо, отсоединить вакуумный трубопровод от распределителя зажигания.

Подключить тахометр и стробоскоп. Сигнальный провод стробоскопа соединить с проводом высокого напряжения первого цилиндра (с правой стороны).

В двигателе 1,5/1,6 л вывернуть пробку контрольного отверстия на картере сцепления.
Двигатель запустить и оставить работать на холостом ходу.

Направить свет стробоскопа на контрольные метки на шкиве коленчатого вала или на маховике.

В свете лампы стробоскопа контрольные метки должны казаться неподвижными.

В противном случае установить момент зажигания.

Если подвижная метка колеблется относительно неподвижной, это означает, что валик распределителя зажигания изношен.

Однако эта неисправность в случае, если распределитель приводится непосредственно от распределительного вала двигателя (как в двигателе 1,1/1,3 л), возникает весьма редко.

Установка зажигания

В двигателе 1,1/1,3 л ослабить два болта, крепящие корпус распределителя зажигания.

В двигателях 1,5/1,6 л отпустить немного болт крепления распределителя в нижней части.

Все двигатели: осторожно поворачивать распределитель зажигания до совпадения подвижной и неподвижной меток.

После установки зажигания отрегулировать скорость вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу.

Аварийная установка зажигания (только классическая система зажигания)

В случае необходимости, зажигание в классической системе можно отрегулировать при неработающем двигателе. Используются те же самые метки, что и при работе со стробоскопом. Тем не менее, рекомендуется при первой же возможности провести проверку с помощью стробоскопа.

В двигателе 1,5/1,6 л вывернуть контрольную пробку на картере сцепления.

Повернуть коленчатый вал так, чтобы метки установки зажигания оказались друг против друга.

Повернуть коленчатый вал немного назад.

Включить зажигание, подключить контрольную лампу к контакту 1 катушки зажигания и к "массе".

Повернуть снова коленчатый вал так, чтобы метки установки зажигания оказались друг напротив друга. Если зажигание установлено правильно, то лампа должна зажечься.

Если лампа загорится, повернуть коленчатый вал в обратную сторону на пол-оборота.

Снова повернуть коленчатый вал вперед, чтобы метки совпали.

Ослабить крепление распределителя зажигания.

Двигатель 1,5/1,6 л: повернуть корпус распределителя зажигания в направлении против часовой стрелки, пока (во всех двигателях) не погаснет контрольная лампа. Это означает, что контакты прерывателя замкнуты.

Медленно поворачивать корпус распределителя зажигания обратно, пока не вспыхнет контрольная лампа. Это и есть точка зажигания.

Свечи зажигания

План обслуживания предусматривает замену свечей зажигания через 15.000 км пробега.

Замена свечей зажигания

Снять наконечники проводов со свечей зажигания. Не тянуть за провода.

Вывертывать свечи специальным ключом и укладывать в последовательности, соответствующей порядку работы цилиндров.

Если свечи завернуты очень сильно, не следует выворачивать их с применением большого усилия, поскольку может быть сорвана резьба в головке, выполненной из легкого металла.

Чтобы избежать этого, следует прогреть двигатель и только после этого выворачивать свечи. Проявить осторожность, чтобы не обжечь руки.

При замене не заворачивать холодные свечи в прогретый двигатель, поскольку они могут заклинить в резьбе. Заворачивать свечи следует моментом 20 Нм. Если в нашем распоряжении нет динамометрического ключа, то: завернуть свечи до упора в уплотнительное кольцо вручную или с применением ключа, но с небольшим усилием.

Новую свечу завернуть еще на угол 90°. Бывшую в употреблении свечу, уплотнительное кольцо которой уже сплющено, завернуть дополнительно на угол 15°.

Визуальная проверка свечей зажигания

Внешний вид свечей свидетельствует о правильности процесса сгорания топливной смеси в цилиндрах и тем самым - о работе двигателя. Перед проверкой следует хорошо прогреть двигатель, совершив поездку за городом или по автостраде. Проверка свечей зажигания после короткой поездки по городу может привести к ошибочным выводам. Вид изолятора свечи вместе с центральным и боковым электродами свидетельствует:

изолятор имеет светло-коричневый или светло-серый цвет: карбюратор отрегулирован хорошо, двигатель работает экономично;

изолятор покрыт налетом: причиной может быть попадание дополнительных веществ в моторное масло, в топливо. Причиной может быть также повышенный расход масла вследствие повреждения уплотнителей стержней клапанов. Попробовать заменить масло, использовать другое топливо;

изолятор покрыт черными отложениями: вследствие частых поездок на короткие расстояния свеча не достигает своей температуры самоочищения, слишком велико значение тепловой характеристики свечи, слишком большое содержание окиси углерода;

изолятор имеет белый цвет: слишком раннее зажигание, повреждены регуляторы зажигания, слишком бедная смесь;

следы перегрева центрального или бокового электродов: самовоспламенение горючей смеси, вызванное нагаром в камере сгорания, перегреты клапаны, неправильно отрегулировано зажигание, повреждены регуляторы опережения зажигания, перегрев двигателя вследствие недостаточного охлаждения;

растрескивание изолятора, которое сначала воспринимается как царапина на изоляторе: стуки в двигателе вследствие использования топлива со слишком малым октановым числом, неправильная установка зажигания, повреждены регуляторы опережения зажигания, недостаточное охлаждение двигателя или обеднение горючей смеси вследствие подсоса воздуха;

изолятор покрыт желтоватым блестящим осадком: присадки, используемые в моторном масле и в бензине, вызвали появление налета, который при резком выходе на режим максимальных нагрузок плавится и начинает проводить ток.

слой масла на электродах и внутренней поверхности свечи: повреждены поршневые кольца, направляющие клапанов или уплотнительные кольца стержней клапанов.

Если двигатель не удается запустить, несмотря на то, что свечи имеют нормальный вид, именно они могут быть причиной неприятности. Почти невидимые трещины на керамическом изоляторе свечи при пуске холодного двигателя могут быть заполнены топливом, которое проводит ток и исключает появление искры. Свечи могут отказывать в работе при давлении сжатия (потеря герметичности), хотя искра исправно проскакивает между электродами вывернутой свечи.

Расстояние между электродами свечей зажигания

Горючая смесь и выпускные газы вызывают коррозию электродов свечей зажигания. Кроме того, искровой разряд вызывает выброс мельчайших частиц металла электродов свечей. Вследствие воздействия этих факторов, искровой зазор свечей по мере течения времени эксплуатации увеличивается. Расстояние между электродами свечей зажигания должно составлять 0,6-0,8 мм. При очень большом зазоре требуется более высокое напряжение зажигания и существует опасность не получить искру. Поэтому боковой электрод свечи следует своевременно подгибать.

Рекомендуемые свечи зажигания

Свечи зажигания, перечисленные в нижеприведенной таблице, соответствуют рекомендациям фирмы "Фольксваген".

 

 

 

Двигатель

Обозначение

Тепловая характеристика

Свечи зажигания

Beru

Bosch

Champion

1,1 л /37 кВт

 

FA

 

Нормальная

 

14-7 D

 

Q7D

 

N8Y

 

1,1 л /37 кВт

 

GG до 799,999

 

увеличенная

 

14 - DU

 

W7DC

 

N7YC

 

1,1 л /37 кВт формула Е

GG от 800,000

-

-

-

.

1,3 л /44 кВт

GF

.

.

.

.

1,5 л /51 кВт от 8/75

FH

-

.

-

.

1,6 л /55 кВт

FP

.

-

-

.

1,6 л /63 кВт

FR

-

.

-

.

1,5 л /63 кВт

FD

нормальн . увелич .

14-5 D 14-5 DU

W 5 С W 5 D С

N 6 Y N 6 Y С

1,5 л /51 кВт от 8/77

JB

нормальн . увелич .

14-8 D 14-8 DU

W 8 D W 8 D С

N10Y N9Y С

Rambler's Top100