Распределительный вал и его привод

 

Особенности конструкции

Распределительный вал чугунный, литой, пятиопорный. На заднем конце вала имеется эксцентрик для привода топливного насоса. Рабочие поверхности кулачков, эксцентрика и шейка под сальник отбеливаются для увеличения износостойкости.

Для исключения осевого перемещения распределительного вала с задней его стороны предусмотрен фланец, который фиксируется между головкой цилиндров (с корпусом подшипников) и корпусом вспомогательных агрегатов.

Привод распределительного вала осуществляется зубчатым ремнем от зубчатого шкив, установленного на коленчатом валу. Этим же ремнем приводится во вращение и шкив насоса охлаждающей жидкости. Ролик служит для натяжения ремня. Он вращается на эксцентричной оси, установленной на головке блока цилиндров. Поворачивая ось относительно шпильки крепления, можно изменять натяжение ремня.

С 1995 г. на двигателе может быть установлен натяжной ролик с пластмассовым ободом. Такой ролик устанавливается без оси, непосредственно на шпильку.
Чтобы установить новый ролик взамен старого (со стальным ободом) необходимо поставить новое дистанционное кольцо со следующими размерами: толщина 7+1 мм, наружный диаметр 28 мм и внутренний диаметр 10,1 мм. Кроме того, необходимо либо подложить под гайку крепления ролика более толстую шайбу (несколько шайб), чтобы хватило длины резьбы на шпильке для затягивания гайки, либо заменить шпильку более короткой с длиной вступающей части 40 мм.

С 1989 г. вместо зубчатого ремня с полукруглыми зубьями применяется ремень с зубьями трапециевидной формы. Соответственно изменился и профиль впадин на зубчатых шкивах. Эти ремни полностью взаимозаменяемы, т.е. на шкивы с полукруглыми впадинами может устанавливаться ремень с трапецевидными зубьями и наоборот.

Регулировка натяжения ремня привода распределительного вала

Натяжение ремня регулируйте в следующем порядке:

снимите переднюю крышку зубчатого ремня;

поверните коленчатый вал за болт крепления шкива привода генератора по часовой стрелке на два оборота;

проверьте натяжение ремня: оно считается нормальным, если в средней части ветви между шкивами распределительного и коленчатого валов ремень закручивается на 90° усилием пальцев 15-20 Н (1,5-2 кгс);

если усилие ниже нормы, ослабьте гайку крепления натяжного ролика, поверните его ось за шестигранную головку на 10-15° против часовой стрелки и затяните гайку крепления оси;

Натяжной ролик с пластмассовым ободом следует поворачивать специальным ключом с двумя штифтами, которые входят в два отверстия диаметром 4,3 мм на внутреннем кольце ролика. Расстояние между отверстиями — 17 мм.

снова проверните коленчатый вал по часовой стрелке на два оборота и проверьте натяжение ремня;

если натяжение недостаточно, повторите операцию по натяжению ремня;

если натяжение нормальное, затяните гайку крепления натяжного ролика моментом 39,2 Н • м (4 кгс • м) и установите переднюю защитную крышку зубчатого ремня.

Избегайте излишнего натяжения ремня, так как это значительно снижает срок его службы

Проворачивать коленчатый вал следует только в сторону затягивания болта (по часовой стрелке). При натяжении ремня не допускается проворачивать коленчатый вал вращением шкива распределительного вала.

Замена ремня привода распределительного вала

Затормозите автомобиль рычагом привода стояночной тормозной системы и включите 4 или 5 передачу.

Снимите переднюю защитную крышку зубчатого ремня.

Ослабьте ремень привода генератора и снимите его со шкивов. Снимите шкив привода генератора с коленчатого вала и заверните на место болт крепления шкива.

Установите рычаг коробки передач в нейтральное положение и поверните коленчатый вал по часовой стрелке в такое положение, чтобы метка на маховике, видимая в люке кожуха сцепления, находилась против среднего деления шкалы. При этом метка на шкиве распределительного вала должна находиться против установочной метки на задней защитной крышке.

Ослабьте гайку крепления натяжного ролика и поверните его в такое положение, при котором ремень будет максимально ослаблен. Снимите ремень привода распределительного вала со шкивов.

Наденьте новый ремень на шкив коленчатого вала и, натягивая обе ветви ремня, наденьте левую ветвь на шкив насоса охлаждающей жидкости и заведите ее за натяжной ролик. Наденьте ремень на шкив распределительного вала и слегка натяните его натяжным роликом, поворачивая ось ролика (или его внутреннее кольцо, если ролик с пластмассовым ободом) против часовой стрелки. При установке ремня избегайте его резких перегибов.

Проверните коленчатый вал на два оборота по часовой стрелке и проверьте совпадают ли установочные метки, а также находится ли метка на маховике против среднего деления шкалы.

Если метки совпадают, выверните болт из коленчатого вала, установите шкив привода генератора и закрепите его болтом с шайбой, окончательно затянув моментом 102,9 Н • м (10,5 кгс • м). Если метки не совпадают, повторите операцию по установке ремня.
Отрегулируйте натяжение ремня, как указано выше, и установите переднюю защитную крышку зубчатого ремня.

Наденьте ремень привода генератора и отрегулируйте его натяжение.

Проверьте и при необходимости отрегулируйте момент зажигания.

Замена сальника распределительного вала

Затормозите автомобиль рычагом привода стояночной тормозной системы и установите рычаг переключения передач в нейтральное положение.

Снимите переднюю защитную крышку зубчатого ремня.

Поверните коленчатый вал по часовой стрелке до совпадения установочных меток.

Ослабьте гайку крепления оси натяжного ролика и поверните его для ослабления ремня. Снимите ремень со шкива распределительного вала.

Удерживая от проворачивания шкив распределительного вала приспособлением 67.7811.9509, отверните болт его крепления и снимите шкив со шпонкой.

Извлеките старый сальник из гнезда и оправкой 67.7853.9580 запрессуйте новый сальник, предварительно смазав его моторным маслом.

Установите шкив распределительного вала и, заблокировав его от проворачивания, закрепите болтом с шайбой. Наденьте ремень на шкив распределительного вала и слегка натяните его натяжным роликом, поворачивая ось ролика против часовой стрелки.

Проверните коленчатый вал на два оборота в направлении вращения и проверьте совпадение установочных меток и метки на маховике со средним делением шкалы.

Если метки совпадают, то отрегулируйте натяжение ремня, как указано выше и установите переднюю защитную крышку зубчатого ремня. Если метки не совпадают, то повторите установку ремня, откорректировав положение шкива распределительного вала.

Проверьте и при необходимости отрегулируйте момент зажигания.

Проверка технического состояния

Распределительный вал. Поверхности опорных шеек распределительного вала, кулачков и эксцентрика должны быть хорошо отполированы и не иметь повреждений. Если имеются следы заедания или глубокие риски, вал следует заменить.

Установите распределительный вал крайними шейками на две призмы, помещенные на поверочной плите и замерьте индикатором радиальное биение остальных шеек, которое не должно превышать 0,02 мм.

Корпусы подшипников распределительного вала не должны иметь трещин. На опорных поверхностях под шейки распределительного вала не допускаются задиры и царапины.

Проверьте зазор между шейками распределительного вала и отверстиями опор. Зазор определяется расчетом после промера шеек и отверстий в опорах на головке цилиндров с установленными корпусами подшипников./

Для определения зазора также можно воспользоваться специальной калиброванной пластмассовой проволокой, для чего:

тщательно очистите шейки распределительного вала и опорные поверхности головки цилиндров и корпусов подшипников. Удалите толкатели клапанов из головки цилиндров;

уложите распределительный вал в опоры головки цилиндров и поместите на шейки отрезки пластмассовой проволоки;

установите корпусы подшипников и затяните гайки их крепления в два приема моментом 21,6 Н-м (2,2 кгс • м);

снимите корпусы подшипников и в зависимости от величины сплющивания проволоки по шкале на упаковке проволоки определите величину зазора (рис. 2-68).

Расчетный зазор для новых деталей - 0,069...0,11 мм, а максимально допустимый (износ) должен быть не более 0,2 мм.

Зубчатый ремень. Поверхность зубчатой части ремня должна быть с четким профилем зубьев без износа, складок, трещин, подрезов и отслоений ткани от резины.

На любой поверхности ремня не допускаются следы попадания масла.

На торцевых поверхностях не должно быть расслоения и разлохмачивания, но незначительное выступание бахромы ткани допускается.

Поверхность наружной плоской части должна быть ровной без складок, трещин, углублений и выпуклостей.