Карбюратор

 

Особенности конструкции

На двигателе устанавливается карбюратор 2108-110-7010 эмульсионного типа, двухкамерный, с последовательным открытием дроссельных заслонок. Карбюратор имеет сбалансированную поплавковую камеру, систему отвода картерных газов за дроссельную заслонку, подогрев зоны дроссельной заслонки первой камеры, блокировку второй камеры.

В карбюраторе имеются две главные дозирующие системы первой и второй камер, система холостого хода первой камеры с переходной системой, переходная система второй камеры, экономайзер мощностных режимов, эконостат, диафрагменный ускорительный насос, пусковое устройство. При торможении двигателем включается экономайзер принудительного холостого хода.

Главная дозирующая система. Топливо через сетчатый фильтр и игольчатый клапан подается в поплавковую камеру. Из поплавковой камеры топливо поступает через главные топливные жиклеры в эмульсионные колодцы и смешивается с воздухом, выходящим из отверстий эмульсионных трубок , которые изготовлены заодно с главными воздушными жиклерами. Через распылители топливовоздушная эмульсия попадает в малые и большие диффузоры карбюратора.

Дроссельные заслонки соединены между собой таким образом, что вторая камера начинает открываться, когда первая уже открыта на 2/3 величины.

Система холостого хода забирает топливо из эмульсионного колодца после главного топливного жиклера. Топливо подводится к топливному жиклеру с электромагнитным запорным клапаном, на выходе из жиклера смешивается с воздухом, поступающим из проточного канала и из расширяющейся части диффузора (для обеспечения нормальной работы карбюратора при переходе на режим холостого хода). Эмульсия выходит под дроссельную заслонку через отверстие, регулируемое винтом качества (состава) смеси.

Переходные системы работают при открытии дроссельных заслонок карбюратора до включения главных дозирующих систем, при этом топливовоздушная смесь поступает:

в первую смесительную камеру через жиклер холостого хода и вертикальную щель переходной системы, находящуюся на уровне кромки дроссельной заслонки в закрытом положении;

во вторую смесительную камеру через выходное; отверстие, находящееся чуть выше кромки дроссельной заслонки в закрытом положении. Топливо поступает из жиклера через трубку, и смешивается с воздухом из жиклера , поступающим через проточный канал.

Экономайзер мощностных режимов срабатывает при определенном разрежении за дроссельной заслонкой. Топливо забирается из поплавковой камеры через шариковый клапан. Клапан закрыт, пока диафрагма удерживается разрежением во впускной трубе. При значительном открытии дроссельной заслонки разрежение немного падает и пружина диафрагмы открывает клапан. Топливо, проходящее через жиклер экономайзера, добавляется к топливу, которое проходит через главный топливный жиклер, обогащая горючую смесь.

Эконостат работает при полной нагрузке двигателя на скоростных режимах, близких к. максимальным, при полностью открытых дроссельных заслонках. Топливо из поплавковой камеры через жиклер поступает в топливную трубку и высасывается через впрыскивающую трубку во вторую смесительную камеру, обогащая горючую смесь.

Ускорительный насос диафрагменный, с механическим приводом от кулачка на оси дроссельной заслонки первой камеры. При закрытой дроссельной заслонке пружина отводит диафрагму назад, что приводит к заполнению полости насоса топливом через шариковый клапан . При открытии дроссельной заслонки кулачок действует на рычаг, а диафрагма нагнетает топливо через шариковый клапан и распылители в смесительные камеры карбюратора, обогащая горючую смесь.

Производительность насоса не регулируется и зависит только от профиля кулачка.

Пусковое устройство устроено так рычаг управления воздушной заслонкой имеет три профильные поверхности. Его наружная кромка воздействует на рычаг управления дроссельными заслонками через регулировочный винт и обеспечивает запуск холодного двигателя и необходимое далее повышение частоты вращения коленчатого вала двигателя. Внутренние профили воздействуют на рычаг воздушной заслонки и допускают ее открытие при промежуточных положениях рычага на определенную величину. При повороте рычага управления воздушной заслонкой против часовой стрелки расширяющийся паз освобождает штифт рычага воздушной заслонки, и за счет возвратной пружины заслонка будет удерживаться полностью закрытой. Одновременно рычаг кромкой приоткрывает дроссельную заслонку первой камеры.

Ось воздушной заслонки смещена от центра канала, поэтому воздушная заслонка после запуска двигателя может приоткрываться потоком воздуха, растягивая пружину , чем обеспечивает обеднение смеси.

Разрежение из задроссельного пространства воздействует на диафрагму и штоком приоткрывает воздушную заслонку. Регулировочный винт позволяет регулировать величину приоткрывания воздушной заслонки.

Максимальная величина приоткрывания воздушной заслонки при запуске и прогреве двигателя зависит от промежуточных положений рычага управления воздушной заслонки или от ширины паза этого рычага.

Экономайзер принудительного холостого хода отключает систему холостого хода на принудительном холостом ходу (во время торможения автомобиля двигателем, при движении под уклон, при переключении передач), тем самым устраняется неполное сгорание и обеспечивается экономия топлива.

На режиме принудительного холостого хода при частоте вращения коленчатого вала более 2100 мин-1 и при замкнутом на "массу" концевом выключателе карбюратора (педаль отпущена) запорный электромагнитный клапан выключается и подача топлива прерывается.

При снижении частоты вращения коленчатого вала на принудительном холостом ходу до 1900 мин-1 блок управления включает электромагнитный запорный клапан (хотя концевой выключатель и включен на "массу"), начинается подача топлива через жиклер холостого хода, двигатель постепенно выходит на режим холостого хода.

Блокировка второй смесительной камеры карбюратора осуществляется так. Дроссельная заслонка второй камеры может открываться только при открытой воздушной заслонке рычагом блокировки второй камеры, установленным на рычаге. При открывании дроссельных заслонок рычаг блокировки воздействует через рычаг привода дроссельной заслонки второй камеры на рычаг дроссельной заслонки второй камеры.

При закрывании воздушной заслонки рычаг наружной кромкой воздействует на штифт рычага блокировки и разобщает его с рычагом. В таком положении дроссельная заслонка второй камеры блокирована и находится в закрытом положении.

Снятие и установка карбюратора

Снятие и установку выполняйте только на холодном двигателе. Прежде всего снимите воздушный фильтр. Отсоедините от сектора привода дроссельных заслонок трос и возвратную пружину, а также отсоедините от карбюратора тягу, оболочку тяги привода воздушной заслонки. Выверните винт крепления и снимите блок подогрева карбюратора.

Отсоедините от карбюратора электрические провода экономайзера принудительного холостого хода.

Отверните гайки крепления карбюратора, снимите карбюратор и закройте заглушкой входное отверстие впускной трубы.

Установку карбюратора выполняйте в обратном порядке.
Перед установкой проверьте состояние проставки карбюратора и плоскостей соединения впускной трубы с карбюратором.

Не допускается крепление и подтягивание гаек крепления нагретого карбюратора.

После установки отрегулируйте привод управления карбюратором, а также холостой ход двигателя.

Привод управления карбюратором должен работать без заеданий.

Разборка карбюратора

Выверните винты крепления крышки карбюратора и осторожно снимите ее, чтобы не повредить прокладку, поплавок и трубки эконостата и переходной системы второй камеры.

Разберите крышку карбюратора.

Оправкой осторожно вытолкните ось поплавков из стоек и, не повреждая язычков поплавков, снимите их.
Снимите прокладку крышки, выверните седло игольчатого клапана, выверните патрубок подачи топлива и выньте топливный фильтр.

Выверните корпус топливного жиклера холостого хода с электромагнитным запорным клапаном и выньте жиклер.

Выверните ось, выньте шарик с пружиной, снимите рычаг управления воздушной заслонкой, отсоедините пружину рычага управления воздушной заслонкой. При необходимости выверните винты крепления воздушной заслонки, выньте заслонку и ось.

Разберите диафрагменное пусковое устройство, сняв крышку в сборе с регулировочным винтом. Выньте пружину и диафрагму со штоком.

Разберите корпус карбюратора, для чего выполните следующие операции:

Снимите крышку ускорительного насоса с рычагом и диафрагмой.

Выньте распылители ускорительного насоса и распылители первой и второй камер. Распылители ускорительного насоса вынимайте только за корпус распылителей.

Отверните гайку оси дроссельной заслонки первой камеры, снимите кулачок привода ускорительного насоса и шайбу.

Выверните винт крепления, снимите электрический провод с регулировочного винта количества смеси холостого хода и выверните винт.

Выньте шурупом пластмассовую заглушку и выверните регулировочный винт качества (состава) смеси холостого хода.

Снимите крышку экономайзера мощностных режимов, диафрагму и пружину.

Выверните топливный жиклер экономайзера мощностных режимов.

Выверните главные воздушные жиклеры с эмульсионными трубками и главные топливные жиклеры главных дозирующих систем.

Очистка и проверка технического состояния деталей карбюратора

Топливный фильтр. Промойте топливный фильтр в растворителе и продуйте сжатым воздухом. Проверьте состояние деталей. Если фильтр или патрубок подвода топлива повреждены, замените их новыми.

Поплавковый механизм. Промойте детали поплавкового механизма в бензине, проверьте их состояние. Поплавки не должны иметь повреждений. На уплотняющей поверхности игольчатого клапана и его седла не допускается повреждений, нарушающих герметичность клапана. Клапан должен свободно перемещаться в своем гнезде, а шарик не должен зависать. Масса поплавков не должна превышать 6,23 г. Неисправные детали замените новыми.
Крышка карбюратора. Очистите от грязи и масла крышку и все отверстия и каналы. Промойте крышку в ацетоне или бензине и продуйте сжатым воздухом. Осмотрите уплотняющие поверхности крышки. Если имеются повреждения, замените крышку новой.

Пусковое устройство. Все детали пускового устройства очистите, промойте бензином или ацетоном и продуйте сжатым воздухом. Осмотрите детали, поврежденные замените новыми.

Жиклеры и эмульсионные трубки. Очистите жиклеры и эмульсионные трубки от грязи и смолистых соединении, промойте их ацетоном или растворителем и продуйте сжатым воздухом.

Нельзя очищать жиклеры металлическим инструментом или проволокой, а также протирать жиклеры и другие детали карбюратора ватой, тканью или ветошью, так как ворсинки могут засорить топливоэмульсионный тракт. При сильном засорении можно очистить жиклеры иглой из мягкого дерева, смоченной ацетоном.

Корпус карбюратора. Очистите корпус карбюратора от грязи и масла. Промойте его каналы ацетоном или растворителем и продуйте сжатым воздухом. При сильном загрязнении каналы и эмульсионные трубки очистите специальными развертками. Осмотрите уплотняющие поверхности корпуса, при их повреждениях или деформациях корпус замените новым.

Ускорительный насос. Очистите детали ускорительного насоса, промойте их в бензине или растворителе и продуйте сжатым воздухом. Проверьте легкость перемещения шарика в распылителе и движения подвижных элементов насоса (рычага, деталей диафрагмы). Заедания не допускаются. Диафрагма должна быть целой, без повреждений. Проверьте состояние уплотняющих поверхностей и прокладок. Поврежденные детали замените новыми.

Экономайзер мощностных режимов. Диафрагма должна быть целой и без повреждений. При полной длине толкателя диафрагмы (включая головку) меньшей 6,0 мм замените диафрагму в сборе с толкателем.

Внимание! Различные растворители могут повредить неметаллические детали карбюратора: мембраны, прокладки и т.п. Поэтому их следует мыть отдельно и только в чистом бензине.

Сборка карбюратора

Карбюратор собирайте в последовательности, обратной разборке. При этом обращайте внимание на следующее.

Поплавок должен свободно поворачиваться на своей оси, не задевая стенок камеры.

Игольчатый клапан должен свободно скользить в гнезде, без перекосов и заеданий, момент затяжки седла игольчатого клапана 14,7 Н-м (1,5 кгс-м).

Момент затяжки электромагнитного запорного клапана 3,68 Н-м (0,4 кгс-м).

Чтобы при сборке не перепутать местами жиклеры, обращайте внимание на их маркировку

Перед установкой оси смажьте торец оси и крайние 1...1.5 витка резьбы клеем-герметиком УГ-9.

При сборке ускорительного насоса наживите винты крепления крышки, нажмите на рычаг привода до упора, заверните винты и отпустите рычаг.

Регулировка и проверка карбюратора

Установка уровня топлива в поплавковой камере, необходимого для нормальной работы карбюратора, обеспечивается правильным положением исправных элементов запорного устройства.

Правильность установки поплавка проверьте калибром, для чего установите его перпендикулярно крышке, которую держите горизонтально поплавками вверх. Между калибром и поплавками должен быть зазор по контуру не более 1 мм.

При необходимости отрегулируйте зазор подгибанием язычка и рычагов поплавка. Опорная поверхность язычка должна быть перпендикулярна оси игольчатого клапана и не должна иметь вмятин и забоин.

Регулировка пускового устройства производится так. При повороте рычага управления воздушной заслонкой до отказа против часовой стрелки воздушная заслонка должна полностью закрываться под действием пружины. Если заслонка не закрывается, устраните причину заедания.

При полностью закрытой воздушной заслонке нажмите рукой на шток пускового устройства до упора. При этом воздушная заслонка должна открыться на (3±0,2) мм. При необходимости отрегулируйте этот зазор винтом .

Дроссельная заслонка первой камеры при полностью закрытой воздушной заслонке должна быть приоткрыта на 0,85 мм. При необходимости отрегулируйте этот зазор винтом.

Регулировка привода карбюратора. При полностью нажатой педали управления дроссельными заслонками, дроссельная заслонка первой камеры должна быть полностью открыта и сектор не должен иметь дополнительного хода. При отпущенной
педали дроссельная заслонка должна быть полностью закрыта. Если это не так, отрегулируйте положение педали и дроссельной заслонки регулировочными гайками на переднем наконечнике троса привода.

В приводе воздушной заслонки конец тяги 14 закрепите так, чтобы при вытянутой рукоятке 8 воздушная заслонка была полностью закрыта, а при утопленной — полностью открыта.

Регулировка холостого хода двигателя. Регулировка обеспечивается регулировочным винтом качества (состава) смеси и регулировочным винтом количества смеси. Регулировочный винт качества смеси закрыт заглушкой. Для доступа к винту необходимо штопором вынуть заглушку.

Регулировку холостого хода необходимо выполнять на прогретом двигателе (температура охлаждающей жидкости 90...95°С), с отрегулированными зазорами в механизме газораспределения, с правильно установленным моментом зажигания и при полностью открытой воздушной заслонке.

Регулировочным винтом количества смеси установите по тахометру стенда частоту вращения коленчатого вала двигателя в пределах 750...800 мин-1.

Регулировочным винтом качества (состава) смеси добейтесь содержания окиси углерода (СО) в отработавших газах 0,5...1,2% при данном положении винта 1 (содержание СО приводится к 20°С и 101,3 кПа (760 мм рт. ст.).

Винтом количества смеси восстановите частоту вращения коленчатого вала до 750...800 мин-1.

При необходимости регулировочным винтом качества смеси восстановите содержание СО 0,5..1,2%.

По окончании регулировки резко нажмите на педаль привода дроссельных заслонок и отпустите ее, двигатель должен без перебоев увеличить частоту вращения коленчатого вала, а при уменьшении ее — не заглохнуть.

В случае остановки двигателя, винтом количества смеси увеличьте частоту вращения коленчатого вала в пределах 750...800 мин-1.

Установите в отверстие для регулировочного винта качества смеси новую пластмассовую заглушку.

Проверку работы механизма блокировки второй камеры производите так. Поверните рычаг управления воздушной заслонкой против часовой стрелки до полного закрытия заслонки. Затем поверните рычаг оси управления дроссельными заслонками до полного открытия заслонки первой камеры, при этом дроссельная заслонка второй камеры должна оставаться в закрытом положении.

Поверните рычаг управления воздушной заслонкой по часовой стрелке до отказа, а рычаг управления дроссельными заслонками до полного открытия заслонок. Если дроссельная заслонка второй камеры при этом не откроется, устраните неисправность. Причиной может быть заедание рычага блокировки второй камеры или отсоединение пружины рычага блокировки.