Головка блока цилиндров

 

Особенности конструкции

Головка блока цилиндров отлита из алюминиевого сплава, имеет запрессованные чугунные седла и направляющие втулки клапанов. Верхняя часть втулок уплотняется резинометаллическими маслоотражательными колпачками.

В запасные части поставляются направляющие втулки с увеличенным на 0,02 мм наружным диаметром.

В верхней части головки блока цилиндров расположены пять опор под шейки распределительного вала. Опоры выполнены разъемными. Верхняя половина находится в корпусах подшипников (переднем и заднем), а нижняя в головке блока цилиндров. Отверстия в опорах обрабатываются в сборе с корпусами подшипников, поэтому они невзаимозаменяемы и головку блока цилиндров можно заменять только в сборе с корпусами.

Механизм привода клапанов. Клапаны приводятся в действие кулачками распределительного вала через цилиндрические толкатели. В гнезде толкателя находится шайба для регулировки зазора в механизме привода клапанов.

Регулировка зазоров в механизме привода клапанов

Зазор между кулачками распределительного вала и регулировочными шайбами на холодном двигателе должен быть (0,2+0,05) мм для впускных клапанов и (0,35±0,05) мм - для выпускных. Зазор регулируется подбором толщины регулировочных шайб.

В запасные части поставляются регулировочные шайбы толщиной от 3 до 4,5 мм с интервалом через каждые 0,05 мм. Толщина шайбы маркируется на ее поверхности.

Зазор регулируйте в следующем порядке:

снимите крышку головки блока цилиндров и переднюю защитную крышку зубчатого ремня;

выверните свечи зажигания ключом 67.7812.9515 и

удалите масло из верхней части головки блока цилиндров;

осмотрите поверхность кулачков распределительного вала: на них не должно быть задиров, раковин, сильного износа и глубоких рисок;

установите на шпильки крепления крышки головки блока цилиндров приспособление 67.7800.9503 для утапливания толкателей клапанов;

поверните коленчатый вал до совмещения установочных меток на шкиве и задней крышке зубчатого ремня, а затем доверните его еще на 40...50° (2,5...3 зуба на шкиве распределительного вала). При этом в первом цилиндре будет такт рабочего хода;

Поворачивать коленчатый вал следует только по часовой стрелке или за болт крепления шкива привода генератора, или за шкив распределительного вала с помощью приспособления 67.7811.9509.
Нельзя поворачивать коленчатый вал за болт крепления шкива распределительного вала, так как при этом можно повредить болт.

проверьте набором щупов зазоры у 1-го и 3-го кулачков распределительного вала;

если зазор отличается от нормы, то приспособлением 67.7800.9503 утопите толкатель и зафиксируйте его в нижнем положении, установив между краем толкателя и распределительным валом фиксатор 67.7800.9504;

приспособлением 67.7800.9505 удалите регулировочную шайбу и микрометром измерьте ее толщину;

определите толщину новой шайбы по формуле:
Н = В + (А - С), где: А - замеренный зазор, мм; В - толщина снятой шайбы, мм; С - номинальный зазор, мм; Н - толщина новой шайбы, мм.

Пример. Допустим А=0,26 мм; В=3,75 мм; С=0,2 мм (для впускного клапана), тогда:
Н = 3,75 + (0,26 - 0,2) = 3,81 мм

В пределах допуска на зазор ±0,05 мм принимаем толщину новой шайбы равную 3,8 мм.

установите в толкатель клапана новую регулировочную шайбу, маркировкой в сторону толкателя, уберите фиксатор 67.7800.9504 и еще раз проверьте зазор. Если он отрегулирован верно, то щуп толщиной 0,2 или 0,35 мм должен входить под него с легким защемлением;
последовательно поворачивая коленчатый вал на полоборота, что соответствует повороту метки на шкиве распределительного вала на 90°, отрегулируйте зазоры у остальных клапанов, соблюдая очередность;

залейте масло в верхнюю часть головки блока цилиндров, установите крышку головки блока цилиндров и переднюю крышку зубчатого ремня.

Снятие и установка головки блока цилиндров на автомобиле

Головку блока цилиндров снимают с двигателя на автомобиле, если для устранения неисправности не требуется разбирать весь двигатель. Например, если необходимо удалить нагар с поверхности камер сгорания и клапанов или заменить клапаны, прокладку головки или направляющие втулки клапанов.

Снимайте головку блока цилиндров в следующем порядке:

установите автомобиль на подъемник и отсоедините провод от вывода "минус" аккумуляторной батареи;
поднимите автомобиль и слейте охлаждающую жидкость из радиатора и блока цилиндров, для чего откройте кран отопителя и отверните сливные пробки на радиаторе и блоке цилиндров;

отсоедините приемную трубу глушителей от выпускного коллектора, снимите кронштейн подводящей трубы насоса охлаждающей жидкости;
опустите автомобиль, снимите воздушный фильтр, отсоединив шланги системы вентиляции картера от крышки головки блока цилиндров и от карбюратора, а также шланг подачи теплого воздуха от терморегулятора воздушного фильтра, закройте карбюратор технологической крышкой;

отсоедините провода от свечей и датчика-распределителя зажигания, от датчиков контрольной лампы давления масла и указателя температуры охлаждающей жидкости, от карбюратора;

снимите датчик-распределитель зажигания с кронштейном крепления проводов высокого напряжения отсоединив от карбюратора и датчика-распределителя вакуумный шланг;

отсоедините от топливного насоса шланг подачи топлива, а от карбюратора — шланг слива топлива;
отсоедините от впускной трубы трубку эконометра и шланг, идущий к вакуумному усилителю тормозов;

отсоедините шланги от отводящего патрубка рубашки охлаждения двигателя;

отсоедините от двигателя тросы привода дроссельных и воздушной заслонок карбюратора;

снимите защитную крышку зубчатого ремня и крышку головки блока цилиндров;

установите рычаг переключения передач в нейтральное положение и поверните по часовой стрелке коленчатый вал в такое положение, чтобы метка на маховике, видимая в люке картера сцепления, находилась против среднего деления шкалы. При этом метка на шкиве распределительного вала должна находиться против установочной метки на задней крышке зубчатого ремня;

отверните гайку крепления натяжного ролика и снимите ролик с осью (или без оси, если ролик с пластмассовым ободом) и дистанционным кольцом, снимите ремень со шкива распределительного вала;

придерживая шкив распределительного вала от проворачивания приспособлением 67.7811.9509, отверните болт крепления и снимите шкив со шпонкой;

отверните гайку крепления задней крышки зубчатого ремня к головке блока цилиндров;

отверните болты крепления и снимите головку блока цилиндров с прокладкой.

Устанавливайте головку блока цилиндров в порядке обратном снятию. Прокладку между головкой и блоком цилиндров повторно применять не допускается, поэтому замените ее новой.

Обжатые гайки крепления приемной трубы глушителей (применявшиеся до 1988 г.) повторно использовать не допускается.

После установки головки цилиндров отрегулируйте натяжение ремня, установку момента зажигания и привод карбюратора. Проверьте и при необходимости отрегулируйте зазоры в клапанном механизме.

Разборка и сборка головки блока цилиндров

Разборка. Если требуется замена только какой-либо одной детали, то можно не разбирать полностью головку блока цилиндров и снять только то, что необходимо для замены.

Установите головку блока цилиндров на подставку, отсоедините шланг от заборника теплого воздуха, отверните гайки и снимите карбюратор с проставкой, теплоизолирующий экран карбюратора, а затем впускную трубу и выпускной коллектор (одновременно снимается заборник теплого воздуха).

Снимите отводящий патрубок рубашки охлаждения двигателя. Выверните датчик указателя температуры охлаждающей жидкости, датчик контрольной лампы давления масла и свечи зажигания.

Отверните гайки и снимите топливный насос с прокладками, проставкой и толкателем. Отсоедините от головки блока цилиндров корпус вспомогательных агрегатов.

Снимите корпусы подшипников распределительного вала. Выньте распределительный вал из опор головки блока цилиндров и снимите с него сальник.

Выньте из отверстий головки блока цилиндров толкатели клапанов с регулировочными шайбами. Освободите клапаны от сухарей, сжимая пружины клапанов приспособлением 67.7823.9505. Снимите пружины с тарелками. Поверните головку блока цилиндров и выньте с нижней стороны клапаны. Снимите маслоотражательные колпачки с направляющих втулок и опорные шайбы пружин.

Сборка. Установите опорные шайбы пружин. Смажьте моторным маслом стержни клапанов и новые маслоотражательные колпачки (старые использовать не допускается). Оправкой 41.7853.4016 напрессуйте колпачки на направляющие втулки. Вставьте клапаны в направляющие втулки, установите пружины и тарелки пружин.

Сжав пружины приспособлением 67.7823.9505, установите сухари клапанов. Вставьте в отверстия головки блока цилиндров толкатели клапанов с регулировочными шайбами.

Очистите сопрягающиеся поверхности головки блока цилиндров и корпусов подшипников от остатков старой прокладки, грязи и масла. Поставьте установочные втулки корпусов подшипников распределительного вала.

Смажьте моторным маслом опорные шейки и кулачки распределительного вала и уложите его в опоры головки блока цилиндров в таком положении, чтобы кулачки первого цилиндра были направлены вверх.

На поверхности головки блока цилиндров, сопрягающиеся с корпусами подшипников, в зоне крайних опор распределительного вала нанесите герметик типа КЛТ-75ТМ или аналогичный ему герметик типа ТВ-1215 фирмы "Three Bond" Запускать двигатель разрешается не ранее, чем через 1 ч после нанесения герметика.
Установите корпусы подшипников и затяните гайки их крепления в два приема:

1. Предварительно затяните гайки в правильной (от центра по краям ) последовательности, до прилегания поверхностей корпусов подшипников к головке цилиндров следя за тем, чтобы установочные втулки корпусов свободно вошли в свои гнезда.
2. Окончательно затяните гайки моментом 21,6 Н • м (2,2 кгс'м) в той же последовательности.

Немедленно после затяжки гаек крепления корпусов подшипников тщательно удалите остатки герметика, выдавленного из зазоров при затяжке, в зонах, сопрягаемых с прокладкой крышки головки блока цилиндров и с корпусом вспомогательных агрегатов. Не удаленные полимеризовавшиеся остатки герметика в указанных местах приведут к течи масла через уплотнения.

Оправкой 67.7853.9580 запрессуйте новый сальник распределительного вала, предварительно смазав его моторным маслом.

Установите отводящий патрубок рубашки охлаждения с прокладкой и корпус вспомогательных агрегатов с уплотнительным кольцом.

Установите теплоизоляционную проставку с прокладками, толкатель и топливный насос.

Наденьте на шпильки головки блока цилиндров прокладки и установите выпускной коллектор и впускную трубу. Закрепите их гайками вместе с заборником теплого воздуха.

Установите теплоизолирующий экран карбюратора, проставку и карбюратор. Закрепите его гайками и закройте карбюратор технологической крышкой.

Заверните в головку блока цилиндров свечи зажигания и датчики указателя температуры охлаждающей жидкости и контрольной лампы давления масла.

После установки головки блока цилиндров на двигатель отрегулируйте зазоры в клапанном механизме.

Проверка технического состояния и ремонт

Головка блока цилиндров. Тщательно вымойте головку блока цилиндров и очистите масляные каналы. Удалите нагар из камер сгорания и с поверхности выпускных каналов металлической щеткой.

Осмотрите головку блока цилиндров. На опорах под шейки распределительного вала и в отверстиях под толкатели клапанов не должно быть задиров и повреждений. Трещины в любых местах головки блока цилиндров не допускаются. При подозрении на попадание охлаждающей жидкости в масло, проверьте герметичность головки блока цилиндров.

Для проверки герметичности закройте отверстия охлаждающей рубашки заглушками и нагнетайте насосом в рубашку охлаждения головки цилиндров воду под давлением 0,5 МПа (5 кгс/см2). В течение 2 мин не должно наблюдаться утечки воды из головки.

Можно проверить герметичность головки блока цилиндров сжатым воздухом, для чего заглушите отверстия рубашки охлаждения заглушками приспособления 67.7871.9510, опустите головку цилиндров в ванну с водой, подогретой до 60...80°С и дайте ей прогреться в течение 5 мин. Затем подайте внутрь головки сжатый воздух под давлением 0,15...0,2 МПа (1,5...2 кгс/см2). В течение 1...1.5 мин не должно наблюдаться выхода пузырьков воздуха из головки.

Седла клапанов. На рабочих фасках седел (зона контакта с клапанами) не должно быть точечных раковин, коррозии и повреждений. Небольшие повреждения можно устранить шлифованием седел. При этом снимайте как можно меньше металла. Шлифовать можно как вручную, так и с помощью шлифовальной машинки.

Шлифование производите в следующем порядке:

вставьте в направляющую втулку клапана центрирующий стержень А.94059 и профрезеруйте фаску 15° фрезой А.94092 для седла впускного клапана или А.94003 - для выпускного. Фрезы надеваются на шпиндель А.94058;

профрезеруйте фаску 20° фрезой А.94031 для седла впускного клапана или А.94101 - для выпускного;

прошлифуйте фаску 45°, обеспечивая ширину фаски и базовые диаметры 34 и 30,5 мм. Фаски шлифуются коническими кругами А.94100 для седел впускных клапанов и А.94078 - для выпускных. Круги надеваются на шпиндель А.94069.

В момент соприкосновения круга с седлом шлифовальная машинка должна быть включена, иначе возникнет вибрация и фаска будет неправильной.

После шлифования тщательно промойте седла и каналы головки блока цилиндров и продуйте их сжатым воздухом.

Направляющие втулки клапанов. Проверьте зазор между направляющими втулками и стержнями клапанов, измерив диаметр стержня клапана и отверстие направляющей втулки.

Расчетный зазор для новых втулок: 0,022...0,055 мм для впускных клапанов и 0,029...0,062 мм - для выпускных; максимально допустимый предельный зазор (при износе) 0,3 мм при условии отсутствия повышенного шума газораспределительного механизма.

Если увеличенный зазор между направляющей втулкой и клапаном не может быть устранен заменой клапана, замените втулки клапанов, пользуясь для выпрессовки и запрессовки оправкой А.60153/R.

Запрессуйте направляющие втулки с надетым стопорным кольцом до упора его в тело головки цилиндров.

После запрессовки разверните отверстия в направляющих втулках клапанов развертками А.90310/1 (для втулок впускных клапанов) и А.90310/2 (для втулок выпускных клапанов). Затем прошлифуйте седло клапана и, при необходимости, доведите ширину рабочей фаски до нужных размеров, как указано выше.

Маслоотражательные колпачки направляющих втулок при ремонте двигателя всегда заменяйте новыми.

Поврежденные маслоотражательные колпачки заменяйте на снятой головке цилиндров. Для напрессовки колпачков пользуйтесь оправкой 41.7853.4016.

Клапаны. Удалите нагар с клапанов. Проверьте, не деформирован ли стержень и отсутствие трещин на тарелке. Поврежденный клапан замените.

Проверьте состояние рабочей фаски клапанов. При мелких повреждениях ее можно прошлифовать, выдерживая угол фаски 45°30'±5'. При этом расстояние от нижней плоскости тарелки клапана до базовых диаметров (34 и 30,5 мм) должны быть в пределах 1,3... 1,5 и 1,8...2,0 мм.

Пружины. Убедитесь, нет ли на пружинах клапанов трещин и не снизилась ли упругость пружин, для чего проверьте их деформацию под нагрузкой.

Толкатели клапанов. Проверьте состояние рабочей поверхности толкателей клапанов. На них не должно быть задиров и царапин. При повреждениях замените толкатели.

Регулировочные шайбы. Рабочие поверхности регулировочных шайб должны быть гладкими, без забоин, царапин и задиров. На них не должно быть ступенчатого или одностороннего износа. Допускаются лишь концентричные следы от приработки с кулачками распределительного вала.