На задних колесах описываемые автомобили имеют так называемые барабанные тормоза. Внутри тормозных барабанов находятся две колодки полусферической формы, установленные внизу на неподвижных осях, вверху между колодками находится тормозной цилиндр, раздвигающий обе колодки и прижимающий их к тормозному барабану.
При работе тормоза одна из колодок, в зависимости от направления вращения колеса, затягивается, прижимается к барабану. Этим достигается усиление тормозного эффекта. Зазор между колодками и барабаном в моделях, выпущенных до августа 1978 г., регулируется поворотом регулировочной гайки. В моделях, выпущенных позже, регулировка зазора происходит автоматически. регулировка барабанных тормозов
Несколько раз сильно нажать на тормозную педаль, чтобы тормозные колодки установились на тормозных барабанах.
Машину приподнять на опоры.
Полностью отпустить ручной тормоз.
При необходимости один раз вручную сильно нажать на рычаг регулятора тормозной силы в направлении задней оси, иначе из-за возможно еще имеющегося остаточного давления в тормозной системе правый тормоз заднего колеса начнет действовать уже без дополнительной регулировки.
С внутренней стороны колеса снять задние (если смотреть по направлению движения) пластиковые пробки.
Чтобы накладки ближе располагались к тормозному барабану, надо повернуть вниз регулировочную гайку, имеющую шлицевую поверхность.
Регулировочную гайку поворачивать дальше отверткой: зуб за зубом.
Если регулировочная гайка приржавела, надо приставить мощную отвертку к зубу и ударять молотком по стержню отвертки.
Если это не помогает, снять тормозной барабан и попытаться с помощью растворителя ржавчины обеспечить легкость хода регулировочного механизма. Осторожно: растворитель не должен попасть на накладки.
Регулировочную гайку прокручивать до тех пор, пока колесо не сможет больше поворачиваться - теперь накладки прилегают к барабану.
Снова вращать гайку обратно до тех пор, пока колесо можно будет поворачивать. Обратить внимание на шум при вращении
Автоматическая регулировка зазора в моделях, выпущенных после августа 1978 г.
С августа 1978 г. в автомобилях были применены барабанные тормоза с регулировочным клином. Такая конструкция более не требовала дополнительной
регулировки. Это обусловливала простая механика. Нажимная штанга, расположенная между тормозными колодками, должна удлиняться по мере истирания накладок, чтобы они снова прилегали к барабану. Это осуществляется посредством подпружиненного клина, который продвигается в штанге по мере постепенного истирания накладок.
Снятие тормозного барабана
Тормозной барабан можно снять вместе с закрепленным колесом.
Машину приподнять на опоры.
Вынуть подшипник колеса
Для автомобилей, выпущенных до августа 1978 г.: повернуть регулировочную гайку, чтобы тормозные колодки возвратились назад.
Для автомобилей, выпущенных после августа 1978 г.: отвернуть болт колеса.
Диск или тормозной барабан вращать таким образом, чтобы отверстие для болта колеса находилось спереди вверху, если смотреть по направлению движения.
Через резьбовое отверстие отверткой сдвинуть регулировочный клин вверх, благодаря чему тормозные колодки сойдутся.
Для автомобилей, выпущенных во все годы: снять тормозной барабан.
При сборке отрегулировать люфт подшипника колеса.
Посредством однократного сильного нажатия на тормозную педаль обеспечить прилегание накладок к барабану
Проверка состояния тормозных барабанов
Контактная поверхность в тормозном барабане должна быть по возможности гладкой.
Если на этой поверхности обнаруживаются борозды или канавки (из-за изношенных накладок), барабан можно проточить.
Новые тормозные барабаны имеют внутренний диаметр 180 мм.
После проточенных барабанов следует применять более толстые тормозные накладки.
Если тормозные барабаны слишком изношены, их следует менять, но обязательно оба.
Замена тормозных колодок в автомобилях выпуска до августа 1978 г.
Снять тормозной барабан, как описано выше.
Вытянуть большую фиксирующую пружину сбоку возле тормозной колодки. Для этого потребуются комбинированные плоскогубцы.
Пружину следует придерживать другой рукой, поскольку она находится в напряженном состоянии.
Снять плоские пружины возле колодок.
Снять плоские пружины внизу
Тормозные колодки снять с нижней опоры, а также из прорезей поршня тормозного цилиндра.
При установке нужно ослабить трос ручного тормоза, когда тормозные колодки еще не установлены.
Замена тормозных колодок в автомобилях выпуска после августа 1978 г.
Опорную шайбу нажимной пружины возле тормозных колодок отодвинуть назад плоскогубцами или торцовым ключом SW 10; фиксатор с обратной стороны тормозного щита повернуть на 90о и вытянуть; снять пружины.
Снять оттяжную пружину регулировочного клина.
Вынуть тормозные колодки из нижней опоры и поршня колесного тормозного цилиндра.
Снять трос ручного тормоза.
Снять сверху и снизу стяжные пружины.
Вынуть из нажимной штанги регулировочный клин.
Снять опорную пружину вверху из нажимной штанги. При необходимости штангу зажать в тисках.
При сборке нажимную штангу зажать в тисках.
Установить опорную пружину в нажимной штанге и у тормозных колодок.
Установить тормозную колодку возле штанги. Вставить регулировочный клин сверху. Его выступ должен быть направлен к колодке.
Вставить тормозной рычаг второй тормозной колодки в выемку нажимной штанги.
Установить верхнюю оттяжную пружину.
Закрепить трос ручного тормоза у тормозного рычага.
Замена накладок тормозных колодок
Следует менять все накладки одновременно. Если тормозные барабаны были обточены до диаметра 180,5 мм, следует применять более толстые накладки.
Клееные тормозные накладки заднего колеса имеются для замены в комплекте с колодками. Приклепанные накладки продаются в качестве запасных частей вместе с колодками. Можно накладки приклепать самостоятельно. Чтобы клепка была выполнена квалифицированно, потребуются тиски и заклепочный инструмент (см. рис. вверху).
Тормозную колодку зажать в тисках.
Удалить старую накладку долотом и молотком.
Выбить остатки заклепок. Можно также высверлить заклепки. Обратить внимание на то, чтобы тормозные колодки при этом не пострадали.
Удалить заусенцы с отверстий под заклепки; очистить поверхность тормозной колодки. Опорная поверхность должна быть ровной, поэтому тормозные колодки с глубокими рубцами от ржавчины не следует больше использовать.
Нижнюю часть заклепочного инструмента зажать в тисках.
Сначала заклепку вставить в одно из средних отверстий в накладке. Приложить колодку и вставить заклепку.
Теперь колодку поставить на стержень (накладка при этом находится внизу).
Помощник должен молотком и заклепочным инструментом развальцевать кромки торчащей заклепки на внутренней стороне колодки.
Не ударять слишком сильно, иначе накладка сломается.
Вставить остальные заклепки, начиная с середины накладки.
Тормозной рычаг может (вопреки рекомендациям фирмы "Фольксваген") оставаться у тормозной колодки при заклепывании. Если заклепочный инструмент небольшой, клепка осуществляется хорошо.
Напильником округлить внешние кромки накладок.