Дисковые тормоза
К ступице каждого переднего колеса прикреплен стальной диск. Скобы седлообразно охватывают диски. При нажатии на тормозную педаль поршни давят на тормозные накладки и зажимают диск. Таким образом осуществляется торможение. Благодаря потоку воздуха дисковые тормоза постоянно охлаждаются.
Кулачковые дисковые тормозные механизмы с плавающей скобой
В автомобиле с дизельным двигателем устанавливаются дисковые тормоза с плавающей скобой. Это означает, что скоба размещена подвижно. В прежние годы выпуска автомобилей плавающие скобы устанавливала, наряду с фирмой АТЕ, еще и фирма “Гирлинг”.
Поршень в корпусе цилиндра давит на внутреннюю накладку по направлению к тормозному диску, благодаря чему корпус цилиндра перемещается; тормозная колодка с другой стороны тоже движется к диску.
Во время дождя открыто расположенный тормозной диск омывается водой, вследствие чего тормозное действие снижается. Для задних барабанных тормозов это более актуально. Влага, находящаяся между тормозными дисками и колодками, должна испаряться.
Зимой, когда на дорогах рассыпают много соли, это явление усиливается. Поэтому после водяных и соляных "ванн" тормоза следует периодически просушивать, слегка нажимая на педаль во время движения. Перед остановкой на стоянку на ночь следует проехать несколько десятков метров, притормаживая, чтобы удалить влагу с тормозов. В дисковых тормозных механизмах с плавающей скобой после торможения накладка только через несколько метров пути снова сдвигается обратно. Поэтому передние колеса, имеющие дисковые тормоза с плавающей скобой, освобождаются полностью лишь после нескольких метров пути. Следы стертой накладки можно обнаружить на дисках колес
в виде черного порошка. Со временем этот порошок сильно прилипает к поверхностям, поэтому диски колес (и прежде всего из легкого металла) надо регулярно чистить щеткой и, в случае необходимости, применять чистящее средство.
Проверка состояния тормозных дисков
Когда передние колеса сняты для контроля накладок, проверяют также и состояние тормозных дисков.
На дисках не должно быть глубоких канавок (из-за грязи или слишком сильно изношенных накладок).
Канавки врезаются глубоко в новые тормозные накладки, что существенно уменьшает их срок службы.
Тормозные диски с канавками можно дополнительно отшлифовать, если из-за длительной работы они еще не очень уменьшились по толщине.
Допустимая минимальная толщина тормозного диска составляет 10 мм.
Слишком тонкие диски следует попарно менять, т.е. одновременно на одной оси.
Если цвет тормозного диска стал голубоватым, значит, диск был перегрет, его нужно заменить.
Замена накладок дисковых тормозов
Накладки меняются все одновременно. Можно применять только те накладки, которые имеют общее разрешение на эксплуатацию. Следует также менять фиксирующие пружины и скобы накладок. В дисковых тормозных механизмах с плавающими скобами по мере истирания накладок поршни сдвигаются. Поэтому их надо отодвигать обратно перед установкой новых, более толстых накладок. При этом тормозная жидкость по трубопроводам выдавливается обратно в бачок. Если между сменой колодок в бачок без нужды долили дополнительное количество тормозной жидкости, излишек надо отсосать. В противном случае вытекающая тормозная жидкость может повредить окрашенные детали в отсеке двигателя. Для отсоса рекомендуется применять абсолютно чистую пипетку или старый шприц для инъекций.
Автомобиль спереди приподнять и установить на опоры.
Снять колесо.
Повернуть руль, чтобы обеспечить хороший доступ к накладкам.
Дисковый тормозной механизм с плавающей скобой фирмы АТЕ
Вытянуть предохранительные пружины из фиксирующих штифтов (в случае, если установлены).
Выбить изнутри наружу молотком и пробойником фиксирующие штифты, снять распорную пружину.
Вынуть внутреннюю тормозную накладку. Для этого попеременно через проушины внутренней опоры накладки вставлять отвертку.
Либо трубчатыми плоскогубцами попеременно тянуть то у верхней, то у нижней проушины опоры.
Подвижную рамку отодвинуть наружу. Благодаря этому фиксирующий выступ в скобе освобождает внешнюю накладку, и ее можно снять аналогично.
Углубление для тормозной накладки протереть спиртом (ни в коем случае не применять бензин); при необходимости щеткой снять остатки старой накладки.
Прилипшие корки грязи и ржавчину удалить плоской отверткой. Действовать при этом осторожно, чтобы не повредить манжету поршня.
Для того, чтобы поршень отодвинуть назад, еще раз вставить изношенную тормозную накладку.
Поршень отодвинуть обратно с помощью широкой отвертки, вставленной между тормозным диском и накладкой, причем отверткой опираться о тормозной диск.
Перед установкой тормозных накладок следует еще проверить положение поршня в плавающей скобе, для этого мастерская имеет соответствующий калибр.
Достаточно бывает осуществить вспомогательную проверку: опорная поверхность у поршня должна быть сзади слегка наклонена (20°) вниз.
Подвижную рамку отодвинуть наружу, вставить внешнюю накладку.
Подвижную рамку сдвинуть назад и вставить внутреннюю накладку.
Снаружи вставить фиксатор и осторожно вбить молотком, затем с помощью пробойника, пока фиксатор полностью не закрепится внутри.
Вставить распорную пружину и второй фиксатор.
Вставить предохранительные пружины в фиксаторы; при необходимости фиксаторы повернуть соответствующим образом.
Несколько раз нажать на тормозную педаль, пока не почувствуется сопротивление, чтобы поршни самоустановились в цилиндрах. И только
теперь накладки прилегают к тормозному диску, а автомобиль имеет эффективные тормоза.
Дисковый тормозной механизм с плавающей скобой фирмы “Гирлинг"
Приподнять распорную пружину.
Отвернуть болт крепления скобы тормозных накладок (SW 13 или 14).
В случае если скоба из-за ржавчины заклинилась в проушинах, приставить пробойник, затем скобу выбивать попеременно сверху и снизу.
Отвертку вложить в проушины накладки и вытянуть накладки.
При установке новых накладок проверить, обеспечена ли их подвижность на фиксирующих штифтах.
Если вы не купили новые штифты вместе с накладками, старые придется отшлифовать.
Установить распорную пружину, стрелка при этом должна быть направлена вниз (по правлению вращения тормозного диска при езде вперед),
Нажать несколько раз на тормозную педаль, чтобы накладки прилегали к тормозным дискам.
Кулачковый дисковый тормозной механизм
Снять пружины накладки.
Отвернуть направляющий палец на внутренней стороне ключом SW 7 с внутренним шестигранником.
Палец вытянуть, снять корпус скобы.
Чтобы скоба не тянула тормозной шланг, она подвешивается на проволоке возле амортизационной стойки.
Накладки справа и слева вынуть из направляющих.
Поршень в скобе с помощью струбцины сдвинуть назад. Чтобы поршень не повреждался и не перекашивался, положить на опорное кольцо деревянную прокладку.
Вставить новую внутреннюю накладку.
Установить фиксирующие пружины, затем вставить внешнюю накладку.
Закрепить корпус скобы.
Длинный направляющий палец вставить вверху, а более короткий - внизу. Момент затяжки составляет 40 Нм.
После сборки несколько раз нажать на тормозную педаль, пока накладки не станут прилегать к дискам.
Когда установлены новые тормозные накладки, следует на первых 500 км тормозить осторожно, если есть такая возможность. Сильные торможения в самом начале приводят к тому, что появляются обгоревшие места на накладках. Накладка меняется по своей структуре. Наиболее эффективное тормозное действие не достигается, накладка отвердевает.
Обеспечение подвижности скобы и поршня дискового тормоза
Из-за коррозии на поверхностях скольжения тормозной скобы она начинает перемещаться с трудом. Дефектная манжета поршня способствует тому, что поршень в тормозной скобе заклинивается из-за коррозии и грязи. Обе это причины приводят к неравномерному износу тормозов и "подклиниванию" колеса.
Снять тормозные накладки.
Проверить, легко ли двигаются накладки в своих направляющих.
В случае необходимости, очистить направляющие отверткой. При этом не повредите манжету поршня.
У дискового тормозного механизма с плавающей скобой (фирмы АТЕ) проверить подвижность рамки.
Очистить направляющие.
Чтобы впоследствии направляющие не ржавели, смазать поверхности скольжения небольшим количеством медной смазки.
Указание для тормоза фирмы "Гирлинг": в зимнее время, когда на дорогах рассыпают много соли, на хомуте откладывается толстый слой ржавчины, в результате чего накладки заклиниваются. Вследствие этого ход педали удлиняется, тормозное действие ухудшается.
Фиксирующий хомут накладки надо отшлифовать и покрыть слоем медной смазки.
Дополнительно проушины накладки рассверлить сверлом, большим на 0,1-0,2 мм. Слишком большое отверстие ослабит проушину.
Проверить, имеет ли поршень легкий ход.
В дисковом тормозном механизме с плавающей скобой вставить старую, по возможности сильно изношенную, накладку или тонкую деревянную прокладку в качестве упора с той стороны, где находится поршень.
В кулачковом дисковом тормозном механизме установить струбцину с промежуточной деревянной прокладкой в качестве упора для поршня, чтобы поршень не смог выйти из цилиндра.
Помощник должен нажать на педаль, чтобы проверить, движется ли поршень.
Если поршень не выходит, нажимать на тормозную педаль до тех пор, пока поршень не начнет сдвигаться.
Поршень сдвинуть обратно.
Этот процесс повторять до тех пор, пока поршень не начнет легко перемещаться.
Боковые поверхности поршня покрыть слоем тормозной пасты АТЕ.
Снятие тормозного диска
Тормозные диски следует менять одновременно с обеих сторон. Если менять только с одной стороны, то следствием будет неодинаковый тормозной эффект. Обратить внимание на правильную толщину диска: она составляет 12 мм.
В дисковом тормозном механизме снять накладки; подвижную рамку отодвинуть в сторону.
Либо снять скобу в кулачковом тормозном механизме.
Вывернуть стопорный винт с крестообразным шлицем тормозного диска.
От ступицы колеса отсоединить тормозной диск ударами резинового молотка.
Перед установкой нового тормозного диска очистить опорную поверхность ступицы колеса