Сцепление

 

Особенности устройства.

Этот важный узел в автомобиле выполняет две функции: позволяет плавно трогаться с места и переключать передачи.

Сцепление, размещенное между двигателем и коробкой передач, выполняет роль соединительного элемента, передавая усилие двигателя на коробку передач и далее на колеса автомобиля. Переключение передач возможно только при условии рассоединения двигателя с механической коробкой передач. После переключения сцепление снова соединяет эти два агрегата.

Работа сцепления

Усилие двигателя передается коробке передач через сцепление, которое работает на основе трения. Если два элемента прижаты друг к другу, то один может приводить в действие другой. Это:

маховик двигателя, который образует одну контактную поверхность;

нажимной диск сцепления, который является второй контактной поверхностью. 3. Между ними находится ведомый диск (фрикционный элемент), расположенный на валу коробки передач, и выжим ной подшипник.

При нажатии педали сцепления тяга приводит в движение рычаг выключения сцепления. В результате:

в двигателе 1,1/1,3 л: выжимной подшипник прижимается к диафрагменной пружине нажимного диска;

в двигателе 1,5/1,6 л: нажатие толкателя в направлении сцепления через выжимной подшипник.

Этот толкатель проходит через пустотелый первичный вал коробки передач и через выжимной диск нажимает на пружину прижимного диска. Выжимной диск воспринимает силу давления пружины, прижимной диск разгружается и отходит назад (когда педаль сцепления нажата до отказа).

Ведомый диск может свободно вращаться: сцепление выключено. При включении сцепления диафрагменная пружина прижимного диска снова прижимает ведомый диск к маховику двигателя. В целях плавной передачи усилия это действие должно происходить достаточно медленно. Контактные поверхности на протяжении некоторого времени скользят одна относительно другой, пока трение не возрастет настолько, что все усилие двигателя не будет передаваться коробке передач.

Проскальзывание контактных поверхностей в процессе включения сцепления приводит к образованию тепла. При малых скоростях вращения и коротком времени включения сцепления тепла выделяется меньше, при больших скоростях вращения и медленном отпускании педали сцепления - больше. Время включения сцепления и температура определяют долговечность накладок ведущего диска. В этот момент маховик, закрепленный на коробке передач, и прижимной диск сцепления, закрепленный на двигателе, рассоединяются. Происходит выключение сцепления.

Проверка технического состояния

Каждое включение сцепления вызывает проскальзывание и трение накладок ведомого диска. Повышенный износ сцепления вызывается резким троганием с места при больших оборотах двигателя, троганием с места на второй передаче, проездом перекрестков на второй или третьей передаче с частично выжатым сцеплением, использованием при движении на подъеме педали сцепления и педали акселератора.

Первым признаком износа ведомого диска является проскальзывание сцепления, что прежде всего можно заметить при движении на высшей передаче при полной нагрузке. Двигатель работает на больших оборотах, а скорость движения не возрастает. Определенным указанием является описанный ниже метод сравнения. Однако им не следует пользоваться слишком часто.

Проскальзывание сцепления

Затянуть ручной тормоз и запустить двигатель.

Включить третью передачу, постепенно отпускать педаль сцепления и добавлять "газу". При хорошем ручном тормозе и исправном сцеплении двигатель должен заглохнуть.

Если он продолжает работать, следует проверить свободный ход педали сцепления.

Повторить проверку. Если двигатель и дальше не останавливается, необходим ремонт сцепления.

Выключение сцепления

Если при включении и выключении сцепления слышны посторонние звуки ("царапание", треск), это означает, что сцепление не выключается полностью. Чтобы убедиться в том, что это не связано с неисправностями в коробке передач, производится проверка с использованием передачи заднего хода, которая не имеет синхронизаторов.

Запустить двигатель и оставить его работать на холостом ходу.

До предела нажать на педаль сцепления, подождать около 3 секунд, а затем включить заднюю передачу.

Если слышны посторонние звуки, это означает, что сцепление не выключается полностью, а ведомый диск не вращается свободно.

Следует проверить и, возможно, отрегулировать свободный ход педали сцепления.

Повторить испытание.

Снятие и установка сцепления

Снять коробку передач.

Отвернуть нажимной диск, постепенно отпуская болты, расположенные крест-накрест (двигатель 1,1/1,3 л), или маховик (двигатель 1,5/1,6 л), блокируя маховик отверткой, вставленной в зубья венца. Снять прижимной диск (или маховик) и ведомый диск.

Двигатель 1,5/1,6 л: для снятия нажимного диска сцепления с помощью отвертки следует приподнять и вынуть крепящее кольцо с ведомого диска.

Отвернуть шесть болтов крепления прижимного диска. Снять нажимной диск вместе с промежуточной шайбой.

Все двигатели: маховик продуть сжатым воздухом или протереть тряпкой, смоченной в бензине. Попутно следует проверить, что центрирующие штифты плотно закреплены в маховике.

Старый ведомый диск устанавливать только в том случае, если соединения еще прочные.

Поверхность ведомого диска не должна иметь трещин и следов перегрева, а также прогиб более 0,3 мм.

Проверяется это с помощью металлической линейки и плоского калиброванного щупа. Положить линейку поперек диска и произвести замер на внутреннем крае.

Двигатель 1,5/1,6 л: вставить промежуточную шайбу в нажимной диск. Новые болты смазать специальным контрящим составом. Момент затяжки болтов с фланцем - 100 Нм, без фланца -75 Нм.

Поверхность прилегания нажимного диска и держатель выжимного толкателя смазать тонким слоем смазки. Вставить нажимной диск так, чтобы его вырез для выжимного толкателя был обращен к коробке передач. 3. Проволочное крепящее кольцо зацепить за держатели ведомого диска. Для сцепления диаметром 190 мм усики кольца должны быть обращены к коробке передач; для сцепления диаметром 200 мм - в сторону двигателя.

Все двигатели: шлицы ступицы ведомого диска смазать небольшим количеством смазки с двуокисью молибдена.

Двигатель 1,1/1,3 л: ведомый и нажимной диски вложить в маховик. Фигурные шайбы четырех демпфирующих пружин ведомого диска должны быть обращены к нажимному диску.

Отцентрировать ведомый диск соответствующим стержнем. Болты крепления нажимного диска затягивать постепенно крест-накрест моментом 25 Нм.

Двигатель 1,5/1,6 л: вставить ведомый диск; удлиненная часть ступицы ведомого диска должна быть обращена к коробке передач.

Установить маховик так, чтобы его центрирующие штифты вошли в соответствующие отверстия или прорези в нажимном диске. В противном случае обозначение ВМТ на маховике не будет соответствовать действительности.

При затяжке маховика прежде всего следует отцентрировать положение ведомого диска. Для этой цели служит специальное приспособление пластмассовый диск.

Целесообразно, проворачивая коленчатый вал двигателя, проверить с помощью штангенциркуля расстояние между наружным краем ведомого диска и внутренним краем маховика. Во всех положениях коленчатого вала расстояние должно быть одинаковым. В противном случае передвигать диск до тех пор, пока он не окажется точно посередине.

Болты маховика последовательно затянуть крест-накрест моментом 20 Нм.

Rambler's Top100