Особенности устройства
Мощность двигателя через сцепление передается на ведущий вал коробки передач. На этом ведущем валу размещены 5 или 6 зубчатых колес (шестерен), включая шестерни заднего хода, которые постоянно находятся в зацеплении с соответствующими шестернями так называемого ведомого вала. Эти шестерни могут вращаться свободно до тех пор, пока одно из них при включении определенной передачи не соединится с соответствующей шестерней на ведущем валу. Соотношение чисел зубьев соответствующей пары шестерен является передаточным числом.
У автомобилей "Фольксваген" полностью синхронизированные передние передачи. Шестерни ведомого и ведущего валов расположены на роликах ("иглах"). Таким образом, нет жесткой связи между валами и шестернями. Шестерни всегда находятся в
зацеплении. При включении передачи осуществляется соединение между шестерней и валом. Чтобы привести в соответствие числа оборотов вала и шестерни, создается возможность скольжения вала по отношению к шестерне
через элементы трения синхронизатора.
Благодаря трению шестерня притормаживается до тех пор, пока не уравняются ее обороты с оборотами вала, после этого можно жестко соединить шестерню с валом через синхронизатор, т.е. включить передачу.
Снятие и установка коробки передач
Автомобиль следует таким образом поставить на опоры, чтобы можно было работать как в отсеке двигателя, так и у нижней части автомобиля. Коробка передач вынимается вниз.
Отсоединить провода от аккумуляторной батареи.
Уложить трубу диаметром 30-50 мм над отсеком двигателя поперечно через деревянные прокладки на крепежные края крыльев, но не прямо на крылья. Края трубы сплющить во избежание проворачивания. К трубе подвесить двигатель на то время, пока будут отсоединены опоры приводного механизма.
Цепь или трос протянуть через обе проушины головки цилиндра или закрепить на трубе.
Снять трос сцепления возле рычага сцепления.
Снять левую опору коробки передач.
Снять вал тахометра у коробки передач и закрыть отверстие,, чтобы .при снятии коробки передач не вытекало масло.
Снять электрические провода от включателя фонарей заднего хода, а также (в случае необходимости) электропровода к табло индикации переключений.
Отсоединить провод, соединяющий с "массой" коробку передач.
Снять стартер и подвесить, чтобы он не тянул соответствующие провода.
Отсоединить полуосевые валы от коробки передач. Оба вала соединить проволокой и подвесить.
Снять переключающие тяги. У четырехступенчатой коробки передач отсоединить переключающий узел от вала; снять поворотный рычаг с опорной штанги или с опорной стойки.
В пятиступенчатой коробке передач снять предохранительную пружину соединительной штанги, а последнюю - возле рычага управления.
Отодвинуть вперед от сферических пальцев левую пластмассовую головку задней управляющей штанги и обе головки управляющей штанги.
Предварительно отверткой приподнять пластмассовую скобу пластмассовой головки.
Отсоединить от коробки передач и от кузова реактивную штангу (воспринимающую скручивающие усилия спереди.
Снять заднюю опору от коробки передач и кузова.
Вывернуть соединительные винты вверху между двигателем и коробкой передач.
Вывернуть болт у лючка со стороны двигателя; снять лючок.
Вывернуть под правым фланцем полуоси болт с шестигранной головкой или гайку (у более старых моделей).
Слегка приподнять коробку передач с помощью домкрата, подложить деревянный брусок или надежно зафиксировать ее иным способом.
Снимать коробку необходимо вдвоем.
Мощной отверткой отодвинуть коробку передач от установочных втулок; снять ее.
Перед установкой ведущий вал коробки передач смазать небольшим количеством пасты "Моли".
При установке коробки передач обратить внимание: сцепление должно быть правильно размещено у двигателя.
Без натяжения установить подвески двигателя и коробки передач.
Отрегулировать свободный ход сцепления.
В случае необходимости заново отрегулировать узел переключения.
Проверка технического состояния и ремонт.
Проблемы с переключением
Если при переключении появляются трудности, следует проверить: не согнуты ли какие-то детали в проводе переключения, в порядке ли все втулки подшипников.
Регулировка узла переключения
Рычаг установить в положение "нейтраль".
Отвернуть головку рычага, чехол вытянуть вверх и снять его.
Отвернуть болты переключающей стойки. Стойка должна быть так отрегулирована, чтобы ее центрирующие отверстия совпадали с отверстиями пластины, лежащей внизу.
Проверить: точно ли совпадают отверстия переключающей стойки с резьбовыми отверстиями для болтов.
Если нет, повернуть стойку на 180° и надежно закрепить. И Автомобиль приподнять и поставить на
опоры.
Отсоединить зажимную скобу в соединении переключающая штанга - рычаг. Переключающая штанга должна свободно двигаться в направляющей рычага переключения передач.
У корпуса опоры рычага внизу снять манжету.
Положение рычага в "нейтрали" должно быть таким, чтобы переключающий палец в продольном направлении располагался точно в середине корпуса.
Для боковой регулировки рычага для четырехступенчатой коробки передач потребуется картонный шаблон шириной 20 мм, а для пятиступенчатой коробки передач - картонный шаблон шириной 15 мм.
Так поворачивать переключающую штангу, чтобы сохранялся названный зазор между переключающим пальцем и нижней кромкой корпуса.
В этом положении надежно зафиксировать зажимную скобу.
Регулировка переключающего вала
Если переключение становится неточным,
следует отрегулировать переключающий вал
коробки передач. Для этого надо поворачивать стопорный болт переключающего вала.
Рычаг переключения передач установить в "нейтраль".
Возле рычага переключающего вала вверху вытянуть предохранительную пружину соединительной штанги, снять штангу.
У пластмассовой головки штанги управления спереди отверткой приподнять маленькую пластмассовую скобу.
Штангу отсоединить от сферической головки рычага переключающего вала.
Приподнять крышку контргайки и ослабить последнюю.
Стопорный болт поворачивать обратно так, чтобы предохранительный зажим не отклонялся. При правильно осуществленной регулировке предохранительный зажим приподнимается со своего места при незначительном повороте переключающего вала.
Законтрить стопорный болт, при необходимости надеть крышку.
Не забудьте о предохранительной пружине соединительной штанги, когда будете крепить переключающие тяги.
Замена выключающей муфты сцепления (выжимного подшипника)
Для выполнения этой работы не требуется снимать коробку передач. Для того, чтобы добраться до выключающей муфты, следует только наклонить коробку передач. Если есть достаточная свобода движения, даже не потребуется наклонять коробку передач. Кроме новой выключающей муфты, для четырехступенчатой коробки передач еще потребуется новое уплотнение крышки коробки передач. Для пятиступенчатой коробки передач потребуется новая крышка.
Снять тягу сцепления возле выключающего рычага.
Спереди автомобиль приподнять и поставить на опоры.
Вынуть из держателей систему выпуска, чтобы не было растяжения.
Домкратом подпереть блок "двигатель-коробка передач".
Отсоединить реактивную штангу спереди, а также опору коробки передач слева и сзади.
Снять задние подвески двигателя и коробки передач.
Блок приводного механизма опускать до тех пор, пока не получите доступ к крышке коробки передач.
У четырехступенчатой коробки передач вывернуть 4 болта и снять крышку.
У пятиступенчатой коробки передач острой отверткой поддеть крышку и вынуть ее.
Отодвинуть упорный буфер от выключающего рычага.
Нажать на выключающий рычаг вниз.
Вынуть выключающую муфту из ее направляющей гильзы; вставить новую муфту.
Установить пластмассовую крышку пятиступенчатой коробки передач. Не использовать для этого металлический молоток, так как это может вызвать поломку. Используйте деревянную прокладку.
Собрать подвески двигателя и коробки передач. Моменты затяжки резьбовых соединений смотрите в таблице.
Шум в коробке передач
С течением времени коробка передач обращает на себя внимание из-за шума.
Сначала надо проверить уровень масла в коробке передач.
Если появляется завывающий шум на какой-то передаче и звук меняется при нажатии педали акселератора и при сбрасывании "газа", это значит, что изношено зубчатое соединение соответствующей пары шестерен.
Шум, появляющийся на всех передачах, означает износ в главной передаче или в подшипниках валов коробки передач.
Хриплые, похожие на дробление шумы, слышные только в теплой коробке передач, указывают на то, что повреждены синхронизационные кольца.
Работники мастерских только в редких случаях отваживаются капитально ремонтировать коробку передач. Они советуют полностью заменять весь агрегат.
В большинстве случаев дешевле установить уже бывшую в употреблении коробку передач. При этом обращайте внимание на то, чтобы она имела правильные характеристики. На корпусе коробки передач отштамповано сокращенное буквенное обозначение, и, кроме того, дата изготовления (день, месяц). Что касается года, то указаны только последние цифры. Обозначение для коробки передач вы найдете сбоку, слева под ведущим валом или внизу, в середине опорного фланца, возле двигателя.