Распределительный вал и его привод

 

Особенности устройства

Распределительный вал — чугунный, литой; вращается на пяти опорах в алюминиевом литом корпусе подшипников, установленном на головке цилиндров. От осевых перемещений удерживается упорным фланцем, помещенным в проточке передней опорной шейки вала.

На автомобилях ВАЗ выпуска до апреля 1982 г. устанавливались распределительные валы с кулачками и опорными шейками, закаленными токами высокой частоты. С апреля 1982 г. устанавливались азотированые распределительные валы. С 1985 г. устанавливаются распределительные валы с отбелом кулачков; эти валы имеют отличительный шестигранный поясок между 3-м и 4-м кулачками.

Клапаны приводятся в действие распределительным валом через короткие стальные рычаги. Рычаги качаются на сферической головке болта, которым регулируется зазор между кулачками распределительного вала и рычагами.

Привод распределительного вала осуществляется от ведущего шкива коленчатого вала зубчатым ремнем. Этим же ремнем приводится и шкив валика привода масляного насоса. Натяжение ремня регулируется с помощью натяжного ролика, который закреплен на кронштейне и вращается на двухрядном шариковом подшипнике.

Привод изолирован от попадания масла тремя сальниками, охватывающими ступицы шкивов. Снаружи привод закрыт тремя пластмассовыми крышками: верхней, средней и нижней.

Регулировка натяжения ремня привода распределительного вала

Снимите верхнюю защитную крышку. Ослабьте болты крепления кронштейна натяжного ролика и проверните коленчатый вал ключом на два - три оборота. При этом пружина автоматически установит необходимое натяжение ремня. Вал вращайте плавно, держа ремень в постоянном натяжении и не допуская ослабления ремня при остановке вала.

Затяните болты и закрепите верхнюю защитную крышку.

Замена ремня привода распределительного вала

Снимите ремень привода вентилятора и верхнюю защитную крышку.

Проверните коленчатый вал и совместите метку на шкиве коленчатого вала с меткой на средней защитной крышке, а метку на шкиве распределительного вала с меткой на крышке головки цилиндров.

Снимите среднюю и нижнюю защитные крышки.

Снимите пружину, ослабьте болты. отведите кронштейн натяжного ролика в крайнее левое положение и снимите ремень.

Заведите новый ремень за шкив коленчатого вала, наденьте на зубчатый шкив коленчатого вала и, натягивая ремень, наденьте на шкив валика привода масляного насоса и на шкив распределительного вала.

Наденьте ремень на натяжной ролик, подожмите кронштейн вправо и установите пружину. Плавно проверните коленчатый вал на два оборота, держа ремень в постоянном натяжении и не ослабляя его при остановке вала. Затяните болты.

Проверьте совпадение меток. Если метки не совпадают, повторите установку ремня.

Установите защитные крышки, наденьте ремень привода вентилятора и натяните его.

Проверьте и при необходимости отрегулируйте установку момента зажигания.

Проверка технического состояния ремня

Поверхность зубчатой части должна быть с четким профилем зубьев, без износа, складок, трещин, подрезов и отслоений ткани от резины.

На торцевых поверхностях не должно наблюдаться расслоения и разлохмачивания, но незначительное выступание бахромы ткани допускается.

Поверхность наружной плоской части должна быть ровной, без складок, трещин, углублений и выпуклостей.

На любой поверхности ремня не допускаются следы попадания масла.

Проверка механизма натяжения ремня

Рабочая поверхность натяжного ролика должна быть гладкой, без забоин и заусенцев. Шариковый подшипник натяжного ролика должен вращаться плавно, без заеданий.

Проверка распределительного вала

На опорных шейках распределительного вала не допускаются задиры, забоины, царапины, наволакивание алюминия от корпусов подшипников.

На рабочих поверхностях кулачков не допускается износ свыше 0,5 мм, а также задиры и износ кулачков в виде огранки.

Установите распределительный вал крайними шейками на две призмы, расположенные на поверочной плите, и замерьте индикатором радиальное биение средних шеек, которое должно быть не более 0,04 мм. Если биение превышает указанное значение, то выправьте вал на рихтовочном прессе.

Проверка корпуса подшипников распределительного вала

Промойте и очистите корпус подшипников распределительного вала и каналы для подвода масла.
Проверьте диаметр отверстий в опорах. Если зазор между шейками распределительного вала и опорами превышает 0,2 мм (предельный износ), корпус подшипников замените.

Внутренние опорные поверхности должны быть гладкими, без задиров; если имеются повреждения на поверхностях или трещины на корпусе, замените корпус подшипников распределительного вала.