Распредвал и его привод

 

Особенности устройства

Распределительный вал — чугунный, литой; вращается на пяти опорах в алюминиевом литом корпусе подшипников, установленном на головке цилиндров. От осевых перемещений удерживается упорным фланцем, помещенным в проточке передней опорной шейки вала.

Клапаны приводятся в действие распределительным валом через короткие стальные рычаги. Рычаги качаются на сферической головке болта, которым регулируется зазор между кулачками распределительного вала и рычагами.

Привод распределительного вала осуществляется от ведущей звездочки коленчатого вала двухрядной роликовой цепью. Этой же цепью приводится и звездочка вала привода масляного насоса. Цепной привод имеет полуавтоматический натяжитель с башмаком и успокоитель цепи с резиновыми накладками. В нижней части блока цилиндров устанавливается ограничительный палец , предотвращающий спадание цепи в картер при снятии на автомобиле звездочки распределительного вала.

Натяжитель состоит из корпуса, стержня с двумя пружинами, плунжера и колпачковой гайки с зажимным сухарем, который фиксируется в гайке стопорным кольцом. Плунжер удерживается от выпадения из корпуса стопорным кольцом .

Регулировка натяжения цепи

Ослабьте гайку натяжителя. При этом освобождается стержень и цепь натягивается башмаком, на который действует пружина.

Поверните коленчатый вал на 1—1,5 оборота в направлении вращения. При этом пружина натяжителя, действующая на башмак, автоматически отрегулирует натяжение цепи.

Затяните гайку натяжителя, благодаря чему стержень зажимается цангами сухаря, и при работе двигателя на плунжер действует только пружина. Эта пружина отжимает плунжер от головки стержня 3, и в зазор между ними при работе двигателя затекает масло, играющее роль амортизатора при ударах цепи.

Благодаря гарантированному зазору 0,2—0,5 мм между стержнем и плунжером при сильных ударах цепи вступает в действие пружина.

Проверка распределительного вала

На опорных шейках распределительного вала не допускаются задиры, забоины, царапины, наволакивание алюминия от корпусов подшипников.

На рабочих поверхностях кулачков не допускается износ свыше 0,5 мм, а также задиры и износ кулачков в виде огранки.

Установите распределительный вал крайними шейками на две призмы, расположенные на поверочной плите, и замерьте индикатором радиальное биение средних шеек, которое должно быть не более 0,04 мм. Если биение превышает указанное значение, то выправьте вал на рихтовочном прессе.

На автомобилях выпуска до 1982 года устанавливались распределительные валы с кулачками, закаленными ТВЧ. С апреля 1982 года устанавливаются азотированные распределительные валы. С 1984 года на валы маркируются год выпуска. С 1985 года устанавливаются распределительные валы с отбелом кулачков. Эти валы имеют отличительный шестигранный поясок между 3и 4 кулачками.

Проверка корпуса подшипников распределительного вала

Промойте и очистите корпус подшипников распределительного вала и каналы для подвода масла.
Проверьте диаметр отверстий в опорах. Если зазор между шейками распределительного вала и опорами превышает 0,2 мм (предельный износ), корпус подшипников замените.

Внутренние опорные поверхности должны быть гладкими, без задиров; если имеются повреждения на поверхностях или трещины на корпусе, замените корпус подшипников распределительного вала.