Пятискоростная коробка передач.(020)

 

Особенности устройства.

Коробка передач 020 имеет пять полностью синхронизированных передач.
Коробка передач - расположена поперечно, слева от двигателя в картере из легкого сплава. Дифференциал расположен под системой зубчатых колес коробки передач.

На первичном валу установлены зубчатые колеса первой, второй передач и заднего хода; колеса фиксированы и не могут передвигаться по валу. На вторичном валу также установлены фиксированные зубчатые колеса третьей, четвертой, пятой передач.

Система зубчатых колес всегда находится в зацеплении, причем косозубые колеса используются
при движении вперед, а прямозубые - для заднего
хода.

Снятие и установка.

Снятие.

Отсоединить аккумулятор.

Снять трос привода спидометра и пробку, закрывающую отверстие.

Снять верхние винты крепления двигателя - коробки передач. Затем отсоединить трос сцепления.

Вывернуть три правых винта держателя.

Отсоединить соединительную тягу и стержень выбора рычага и тяг в управлении переключения передач.

Отсоединить тягу рычага управления задней скорости.

Вывернуть левый болт с шестигранной головкой подвески коробки.

Вывернуть два верхних левых винта коробки передач.

Подвесить двигатель на стропах, разгрузив тем самым опоры двигателя.

Снять левое колесо.

Снять электрические и механические присоединения к корпусу.

Снять крышку сцепления, а также малую крышку, расположенную позади фланца правого шарнирного узла.

Снять, пускатель и удерживая его на высоте, отвернуть и снять передний держатель.

Вывернуть и снять третий левый винт консоли коробки.

Опустив коробку, снять левый винт консоли коробки.

Протолкнуть максимально вправо агрегат двигатель - коробка передач.

Поддерживая коробку снизу, снять центрирующее устройство.

Установка.

Установка коробки передач осуществляется в обратной последовательности с учетом следующего:

крепление узла двигатель - коробка передач не должно создать механических напряжений.

очистив шлицы первичного вала, покрыть их смазкой.

проверить правильность установки распорной шайбы при установке на место коробки передач.

проверить и отрегулировать предохранительное ограждение сцепления.

Ремонт коробки передач.

Предварительная разборка.

Закрепите коробку на стенде.

Передвинуть вниз толкатель сцепления.

Установить на место упор для первичного вала.

Снять крышку картера коробки передач.

Отвернуть стопорный винт тяги управления пятой передачи.

Вывернуть пробку ведущего вала и вынуть пружину.

Перевести вилку в положение мертвой точки и вынуть ведущий вал.

В случае невозможности приведения вилок в мертвую точку необходимо:

удалить стопорное кольцо, удерживающую шайбу, нажимную пружину, чашеобразный направляющий элемент и стопорное кольцо;

в случае необходимости, установить гайку между корпусным элементом и этот элемент будет, поддерживаться во время извлечения.

заменить поврежденные детали (ведущий вал, вилки).

Вывернуть болт крепления оси шестерни заднего хода.

Снять пробку, стопорное кольцо и пружинную шайбу фланца шарнирного узла.

Снять фланец шарнирного узла.

Включить пятую передачу и задний ход, а также вывернуть винт синхронизации пятой передачи с помощью многогранного ключа с размером менее 12 мм.

Снять стопор управляющей трубки.

Отвернуть трубку от вилки. Снять полностью синхронизатор вместе с передвижным зубчатым колесом и вилкой пятой передачи.
С помощью съемника с двумя захватами снять шестерню пятой передачи.

Вывернуть зажимную шайбу (крепление шарикоподшипника на первичном валу).

Вывернуть болты крепления картера.

Снять картер коробки.

Вынуть ось вилок из отверстия картера - подшипника и извлечь узел вилок в наклонном положении.

Снять стопорное кольцо шестерни четвертой передачи, удалить эту шестерню; используя при 5 необходимости съемник вместе с первичным валом.

Снять шестерню третьей передачи, подвижное зубчатое колесо второй передачи, кольцо синхронизации и игольчатый подшипник.

Снять шестерню заднего хода.

Снять синхронизатор - подвижное зубчатое колесо первой передачи.

Отвернув крышку подшипника, снять вторичный вал.

Снять фланец шарнирного узла, а затем - дифференциал.

Разборка первичного и вторичного валов.

Разобрать первичный вал.

С помощью пресса снять шарикоподшипник, имеющий канавку.

С помощью пресса снять передвижное зубчатое колесо - синхронизатор вместе с передвижным зубчатым колесом третьей передачи.

Снять уплотнительное кольцо толкателя сцепления.

Разобрать вторичный вал:

Снять с помощью пресса внутреннее кольцо большого подшипника с коническими роликами, а затем внутреннее кольцо малого подшипника. При снятии подшипники повреждаются и они должны быть заменены новыми.

С помощью съемника снять из картера подшипника внутреннее кольцо малого подшипника. Кольцо большого подшипника является составной частью крышки подшипника.

Снять игольчатый подшипник из картера коробки с помощью надлежащей оправки.

Сборка коробки передач.

В картер подшипника запрессовать наружное кольцо малого подшипника с коническими роликами до упора вместе с шайбой толщиной 0,65 мм.

Установить на место игольчатый подшипник.

Запрессовать на прессе внутреннее кольцо малого подшипника с коническими роликами: нагрев до 100°С.
Запрессовать на прессе внутреннее кольцо большего подшипника с коническими роликами: нагрев до 100°С.

Установить на место вторичный вал, затянуть болты с шестигранными головками крышки подшипника.

Установив индикатор, отрегулировать на "0” с предварительным натяжением 1 мм.

Переместив вторичный вал, измерить зазор, указываемый индикатором (например 0,3 мм).

Во время измерения не поворачивать вал. Рассчитать толщину шайбы регулировки, определяемую добавлением постоянной величины затяжки (0,2 мм) к измеренной величине (в приведенном примере 0,3 мм) и к толщине смонтированной шайбы регулировки (в приведенном примере - 0,65 мм), или для данного примера, 1,15 мм.

Снять вторичный вал и извлечь наружное кольцо меньшего подшипника с коническими роликами.

Установив ранее определенную шайбу регулировки, запрессовать наружное кольцо малого подшипника с коническими роликами. Установить на место вторичный вал и затянуть крышку.

Установить динамометрический калибр и проверить момент трения.

Установить упорную шайбу, игольчатый подшипник, передвижное зубчатое колесо и кольцо синхронизации второй передачи. Нагреть передвижное зубчатое колесо - синхронизатор приблизительно до 120°С и запрессовать это кольцо, проследив за тем, чтобы его канавки совпали с запорными элементами.

Установить на место шестерню заднего хода и запрессовать внутреннее кольцо игольчатого подшипника до упора.

Установить на место игольчатый подшипник, кольцо синхронизатора, передвижное зубчатое колесо второй передачи и зубчатое колесо третьей передачи.

Измерить осевой зазор зубчатого колеса третьей передачи с помощью щупа и произвести регулировки, выбрав стопорное кольцо и создающее зазор в пределах 0-0,2 мм, предпочтительно придерживаясь нижнего значения.

Установить первичный вал. Если первичный вал не был до этого разобран, снять шарикоподшипник с канавкой.

Установив шестерню четвертой передачи на вторичный вал, зафиксировать ее стопорным кольцом.

Запрессовать на прессе шарикоподшипник, имеющий канавку, первичного вала вместе с регулирующими шайбами, в картер коробки. При этом больший фланец внутреннего кольца должен быть обращен к шестерне четвертой передачи.

Заблокировать зажимную шайбу.

Установить нижнюю пружину оси вилок в картер подшипника.

Установив шестерню четвертой передачи на
вторичный вал, зафиксировать ее стопорным кольцом.

Запрессовать на прессе шарикоподшипник первичного вала, имеющий канавку, вместе с шайбами регулировки в картер коробки. При этом больший фланец - внутреннего кольца должен быть обращен к шестерне четвертой передачи.

Заблокировать зажимную шайбу.

Установить нижнюю пружину оси вилок в картер подшипника.

Установить вилку переключения первой - второй передач в передвижное зубчатое колесо. Слегка приподнять ось вилок и наклонить узел вокруг вторичного вала и одновременно ввести вилку третьей-четвертой передач в передвижное зубчатое колесо, а затем ввести вилку заднего хода в рукоятку изменения направления.

Протолкнуть ось вилок и выправить губки управления.

Выправить положение ост шестерни заднего хода так, чтобы обеспечить симметричный отвод.

Проследить за тем, чтобы первичный вал поддерживался параллельно упорному устройству.

Установить на место картер коробки и затянуть болт крепления оси заднего хода.

Ввернуть болты крепления картера и повторно затянуть винты зажимной шайбы шарикоподшипника, имеющего канавку.

Установить первичный вал без подшипника с канавкой и с помощью упорного устройства приподнять его для образования зазора 1 мм между шестерней второй передачи первичного вала.

Притормозить вал упорного устройства и проследите за тем, чтобы зазор не изменился.

Установить упорную шайбу (толщина 3,5 мм со шлифованным внутренним диаметром для обеспечения свободного скольжения) и установить подшипник, имеющий канавку.

Установить измерительный колпак и новое уплотнение между картером подшипника и картером коробки.

Установить картер коробки, затяните винты крепления и измерьте зазор с помощью индикатора.

Выбрать шайбы регулировки (0,3 или 0,6 мм) в зависимости от измеренного зазора:

0-0,46 - шайба регулировки не требуется;
0,47-0,75 - шайба толщиной 0,3 мм;
0,75-1,04 шайба толщиной 0,6 мм;
1,05-1,45 шайба толщиной 0,9мм (0,6 + 0,3 мм).

Установить на место фланец шарнирного узла на картере коробки; этот фланец со стороны картера подшипника должен быть установлен вместе с дифференциалом до установки валов.

Запрессовав на фланец стопорное кольцо, установить пробку.

Нагрев шестерню пятой передачи до температуры 100°С, установить на место так, чтобы канавка была направлена вверх.

Установить упорную шайбу и стопорное кольцо, синхронизатор в сборе с шестерней и вилкой пятой передачи и новый стопорный элемент.

Ввернуть в вилку управляющую трубку.

Вывернуть управляющую трубку до выравнивания поверхностей в пределах 5 мм.

Покрыть новый винт синхронизатора пятой передачи
герметиком и затянуть, после того, как была включена пятая передача.

Установить вилки в мертвые точки коробки передач в горизонтальном положении.

Установить ведущий вал, препятствуя с помощью электрода повороту корпуса листовой шайбы этого вала, и установить на место нажимную пружину, заблокировать фиксирующий элемент.

Ввернуть и отрегулировать винт подклинивания шестерни пятой передачи и ведущий вал.

Проверить выровненное положение поверхности управляющей трубки (5 мм) и установить рычаг ведущего вала с помощью трубчатого ключа с выступами на ведущем валу, а также включить пятую передачу. Для этого необходимо оттянуть полностью' ведущий вал и повернуть его влево.

Слегка приподнять передвижное зубчатое колесо с вилкой для устранения зазоров и проверить сцепление этого зубчатого колеса с зубьями передвижной шестерни пятой передачи; выравнивание в пределах 1 мм. При необходимости, произвести корректировку поворотом управляющей трубки.

Установить новый фиксатор.

Поддерживая вилку управления с помощью инструментов (толщиной 12 мм) установить новые уплотнения на место и привинтить картер коробки в сборе.

Слегка смазать толкатель сцепления на его концах, а также в зоне размещения подшипника скольжения.

Включить все передачи и проверить фиксацию в требуемых положениях.

Ремонт дифференциала.

Разборка.

Снять внутреннее кольцо подшипника с коническими роликами.

Просверлив головку заклепок с фрезерованной стороны, с помощью сверла диаметром 12 мм, удалить заклепки с венца коробки.

Тщательно очистить дифференциал до, и после сверления.

Удалить наружное кольцо каждого подшипника с коническими роликами из картера коробки.

Сборка и регулировка дифференциала.

Запрессовать наружные кольца подшипника с коническими роликами в картер подшипника и в картер коробки передач с шайбами снятыми при разборке.

Нагреть венец до 100°С и напрессовать на корпус дифференциала с помощью специальных винтов, шайб и гаек.

Установив упорные шайбы, смазанные маслом, установить сателлиты.

Запрессовав ось сателлитов, установить кольцевые зажимы.

Установить центральные колеса при смещении их на 180°С в наклонном положении.

Расположить вал фланца шарнира напротив вала сателлитов.

Поджав центральные колеса к корпусу установить стопорное кольцо, используя по возможность, более тонкое кольцо.

Регулировка дифференциала обязательна, если заменен картер коробки, картер подшипника, корпус дифференциала и подшипники дифференциала.

Запрессовать в картер подшипника наружное кольцо подшипника с коническими роликами вместе с шайбой регулировки толщиной 1 мм.

Запрессовать в картер коробки наружное кольцо подшипника с коническими роликами без шайбы регулировки.

Установить дифференциал в картер подшипника.

Установить картер коробки с уплотнением и затяните 5 болтов, приложив момент 2,5 Нм.

Установить индикатор на выходах дифференциала и отрегулировать его на "0" с предварительным натяжением 1 мм.

Переместить дифференциал и проверить зазор, указываемый на индикаторе (например, 0,9 мм).

В процессе измерения запрещается поворачивать дифференциал, в противном случае, подшипники сместятся и результат измерения будет ошибочным. Обеспечить предварительное натяжение путем добавления постоянной величины затяжки (0,4 мм) к измеренной величине.

Сняв картер коробки, захватить наружное кольцо подшипника с коническими роликами.

Установить выбранные шайбы, более толстую - в первую очередь.

Проверить момент трения.

Запрессовать наружное кольцо подшипника и установить картер коробки с уплотнением.