Распредвал и его привод

 

 

Особенности устройства

Распределительный вал — чугунный, литой; вращается на пяти опорах в алюминиевом литом корпусе подшипников, установленном на головке цилиндров. От осевых перемещений удерживается упорным фланцем, помещенным в проточке передней опорной шейки вала.

На автомобилях ВАЗ выпуска до апреля 1982 г. устанавливались распределительные валы с кулачками и опорными шейками, закаленными токами высокой частоты. С апреля 1982 г. устанавливались азотированые распределительные валы. С 1985 г. устанавливаются распределительные валы с отбелом кулачков; эти валы имеют отличительный шестигранный поясок между 3-м и 4-м кулачками.

Клапаны приводятся в действие распределительным валом через короткие стальные рычаги. Рычаги качаются на сферической головке болта, которым регулируется зазор между кулачками распределительного вала и рычагами.

Привод распределительного вала осуществляется от ведущей звездочки коленчатого вала двухрядной роликовой цепью. Этой же цепью приводится и звездочка вала привода масляного насоса. Цепной привод имеет полуавтоматический натяжитель с башмаком и успокоитель цепи с резиновыми накладками. В нижней части блока цилиндров устанавливается ограничительный палец , предотвращающий спадание цепи в картер при снятии на автомобиле звездочки распределительного вала.

Натяжитель состоит из корпуса, стержня с двумя пружинами, плунжера и колпачковой гайки с зажимным сухарем, который фиксируется в гайке стопорным кольцом. Плунжер удерживается от выпадения из корпуса стопорным кольцом .

Регулировка натяжения цепи

Ослабьте гайку натяжителя. При этом освобождается стержень и цепь натягивается башмаком, на который действует пружина.

Поверните коленчатый вал на 1—1,5 оборота в направлении вращения. При этом пружина натяжителя, действующая на башмак, автоматически отрегулирует натяжение цепи.

Затяните гайку натяжителя, благодаря чему стержень зажимается цангами сухаря, и при работе двигателя на плунжер действует только пружина. Эта пружина отжимает плунжер от головки стержня 3, и в зазор между ними при работе двигателя затекает масло, играющее роль амортизатора при ударах цепи.

Благодаря гарантированному зазору 0,2—0,5 мм между стержнем и плунжером при сильных ударах цепи вступает в действие пружина.

Проверка распределительного вала

На опорных шейках распределительного вала не допускаются задиры, забоины, царапины, наволакивание алюминия от корпусов подшипников.

На рабочих поверхностях кулачков не допускается износ свыше 0,5 мм, а также задиры и износ кулачков в виде огранки.

Установите распределительный вал крайними шейками на две призмы, расположенные на поверочной плите, и замерьте индикатором радиальное биение средних шеек, которое должно быть не более 0,04 мм. Если биение превышает указанное значение, то выправьте вал на рихтовочном прессе.

Проверка корпуса подшипников распределительного вала

Промойте и очистите корпус подшипников распределительного вала и каналы для подвода масла.
Проверьте диаметр отверстий в опорах. Если зазор между шейками распределительного вала и опорами превышает 0,2 мм (предельный износ), корпус подшипников замените.

Внутренние опорные поверхности должны быть гладкими, без задиров; если имеются повреждения на поверхностях или трещины на корпусе, замените корпус подшипников распределительного вала.