Особенности устройства
Система охлаждения — жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости, с расширительным бачком.
Насос охлаждающей жидкости центробежного типа, приводится в действие от шкива коленчатого вала клиновидным ремнем.
Вентилятор с электроприводом, имеет четырехлопастную крыльчатку, установленную на валу электродвигателя. Включение и выключение электровентилятора осуществляется датчиком типа ТМ-108, в зависимости от температуры охлаждающей жидкости. Датчик завернут у латунных радиаторов в нижний бачок радиатора, а у алюминиевых радиаторов — в правый бачок.
Термостат с твердым термочувствительным наполнителем имеет основной и перепускной клапаны. Начало открытия основного клапана при температуре охлаждающей жидкости 77—86 °С, ход основного клапана не менее 6 мм.
Радиатор — вертикальный, трубчато - пластинчатый, с двумя рядами трубок и стальными лужеными пластинами. В пробке заливной горловины имеются впускной и выпускной клапаны.
С 1988 г. на автомобилях применяется радиатор с алюминиевой сердцевиной и пластмассовыми бачками.
Насос охлаждающей жидкости
Разборка. Для разборки насоса: — отсоедините корпус насоса от крышки;
закрепите крышку в тисках, используя прокладки, и снимите крыльчатку с валика съемником А.40026;
снимите ступицу шкива вентилятора с валика при помощи съемника А.40005/1/5;
выверните стопорный винт и выньте подшипник с валиком насоса. Усилие выпрессовки надо прикладывать к наружной обойме подшипника;
удалите сальник из крышки корпуса.
Контроль. Проверьте осевой зазор в подшипнике. Эту операцию надо делать обязательно, если отмечался значительный шум насоса. Зазор не должен превышать 0,13 мм при нагрузке 49 Н (5 кгс). При большем зазоре подшипник замените в сборе с валиком новыми.
Сальник насоса и прокладку между насосом и блоком цилиндров при ремонте рекомендуется заменять новыми.
Осмотрите корпус и крышку насоса, деформации или трещины на них не допускаются.
Сборка. Сборку насоса производите в следующем порядке:
установите оправкой сальник, не допуская перекоса, в крышку корпуса;
запрессуйте подшипник с валиком в крышку так, чтобы гнездо стопорного винта совпало с отверстием в крышке корпуса насоса. Усилие запрессовки должно действовать на наружное кольцо подшипника;
заверните стопорный винт подшипника и зачеканьте контуры гнезда, чтобы винт не ослабевал;
напрессуйте с помощью приспособления А.60430 на валик ступицу шкива, выдержав размер (84,4±0,1) мм. Если ступица изготовлена из металлокерамики, напрессовывайте только новую ступицу;
напрессуйте крыльчатку на валик с помощью приспособления А.60430, обеспечивающего технологически зазор между лопатками крыльчатки и корпусом насоса 0,9—1,3 мм;
соберите корпус насоса с крышкой, установив между ними прокладку.
Термостат
У термостата следует проверять температуру начала открытия основного клапана и ход клапана.
Для этого термостат установите на стенде БС-106.000, опустив в бак с водой или охлаждающей жидкостью. Снизу в основной клапан уприте кронштейн ножки индикатора.
Начальная температура жидкости в баке должна быть 73-75°С. Температуру жидкости постепенно увеличивайте на 1°С в минуту при постоянном перемешивании, чтобы она во всем объеме жидкости была одинаковой.
За температуру начала открывания клапана принимается та, при которой ход основного клапана составит 0,1мм.
Термостат необходимо заменять, если температура начала открытия основного клапана не находится в пределах (77-86)°С или ход основного клапана менее 0,6 мм.
Простейшая проверка термостата может быть осуществлена на ощупь непосредственно на автомобиле. После запуска холодного двигателя при исправном термостате нижний патрубок радиатора должен нагреваться, когда стрелка указателя температуры жидкости находится примерно на расстоянии 3—4 мм от красной зоны шкалы, что соответствует 80—85°С.
Радиатор
Снятие с автомобиля. Чтобы снять радиатор с автомобиля:
слейте жидкость из радиатора и блока цилиндров удалив сливные пробки у радиатора и блока цилиндров; также откройте кран отопителя (передвинув вправо верхних рычаг управления отопителем) и удалите пробку с наливной горловины радиатора;
Если на автомобиле установлен латунный радиатор, то чтобы не повредить его, отворачивая сливную пробку нижнего бачка, вторым ключом придерживайте штуцер пробки, впаянный в радиатор. Пробку отворачивайте торцовым или накидным ключом, чтобы не повредить грани пробки.
отсоедините от радиатора шланги и провода от электродвигателя и его датчика;
отверните болты и снимите кожух вентилятора с электродвигателем;
выньте радиатор из моторного отсека, отвернув болты его крепления к кузову.
Проверка герметичности радиатора. Герметичность радиатора проверяется в ванне с водой.
Заглушив патрубки радиатора, подведите к нему воздух под давлением 0,1 МПа (1 кгс/см2) и опустите в ванну с водой не менее, чем на 30 с. При этом не должно наблюдаться травления воздуха.
При повреждениях или негерметичности радиатора произведите ремонт или замену его новым.
Ремонт радиатора. У латунного радиатора незначительные повреждения запаяйте мягким припоем, а при значительных повреждениях замените радиатор новым.
Допускается глушение (обязательно с двух сторон) не более 1,5% охлаждающих трубок радиатора.
У радиатора с алюминиевой сердцевиной при повреждениях алюминиевых трубок разберите радиатор, рассверлите дефектные трубки с двух сторон сверлом диаметром 8,5 мм на глубину 25-30 мм.
В дефектные трубки вставьте развальцованные с одного конца ремонтные трубки с внутренним диаметром 7,3 мм и толщиной стенки 0,5 мм. Затем на специальном стенде произведите продавливание трубок стальным дорном диаметром 7,5+00,5 мм по всей длине.
На стенде для расширения трубок произведите расширение ремонтных трубок одновременно с двух концов каждую.
Соберите радиатор и проверьте его герметичность