Система охлаждения двигателя

 

Особенности конструкции

Система охлаждения жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости, и расширительным бачком.

Центробежный насос охлаждающей жидкости приводится в действие зубчатым ремнем вместе с механизмом газораспределения.

Электровентилятор имеет пластмассовую четырехлопастную крыльчатку, установленную на валу электродвигателя, включение и выключение которого осуществляется от датчика.

Термостат с твердым термочувствительным наполнителем имеет основной и дополнительный клапаны. Начало открытия основного клапана при температуре охлаждающей жидкости (87±2)°С, ход основного клапана при достижении температуры 102°С не менее 8 мм.

Радиатор трубчато-гашстинчатый, алюминиевый, с пластмассовыми бачками, двухходовой, с перегородкой в левом бачке. Охлаждающая жидкость заливается через наливную горловину расширительного бачка, пробка которого имеет впускной и выпускной клапаны. Давление начала открытия выпускного клапана не менее 110 кПа (1,1 кгс/см2), впускного - 3...13 кПа (0,03...0,13 кгс/см2).

Насос охлаждающей жидкости

Разборка. Для разборки насоса сделайте следующее:

спрессуйте съемником, закрепленным в тисках, шкив;

выверните стопорный винт и выпрессуйте оправкой 67.7853.9569 валик в сборе с подшипником, крыльчаткой и сальником. Усилие прикладывайте к обойме подшипника;

спрессуйте с валика крыльчатку и снимите сальник.

Контроль. Проверьте осевой зазор в подшипнике. Эту операцию надо делать обязательно, если возник значительный шум при работе насоса. Зазор не должен превышать 0,13 мм при нагрузке 49 Н (5 кгс). • При большем зазоре подшипник с валиком замените новыми.

Сальник насоса и прокладку между насосом и блоком цилиндров при ремонте рекомендуется всегда заменять новыми.

Трещины и деформации корпуса насоса не допускаются.

Сборка. Сборку выполняйте в следующем порядке:

с помощью оправки 67.7853.9568 установите в корпус сальник, не допуская его перекоса;

запрессуйте, прилагая усилие к обойме подшипника, подшипник с валиком так, чтобы совпали отверстия под стопорный винт;

заверните стопорный винт подшипника и закерните контуры его гнезда для предотвращения самоотвердывания;

с помощью приспособления 67.7820.9527 напрессуйте крыльчатку, а затем новый зубчатый шкив, выдержав размеры (52+0,5) мм и (39,8+0,1) мм;

Повторное использование прежнего зубчатого шкива не допускается.

проверьте надежность соединения шкива на валике приложив к шкиву момент 24,5 Н • м (2,5 кгс • м). Шкив не должен провернуться.

Термостат

У термостата следует проверять температуру начала открытия основного клапана и ход клапана Термостат установите на стенде и опустите в емкость с техническим глицерином. В основной клапан уприте рычажок кронштейна, связанный с ножкой индикатора.

Начальная температура жидкости в емкости должна быть 78...80°С. Температуру жидкости постепенно увеличивайте примерно на 1°С в минуту при постоянном перемешивании, чтобы она во всем объеме глицерина была одинаковой.

За температуру начала открытия клапана принимается та, при которой ход основного клапана составит 0,1 мм.

Термостат необходимо заменить, если температура начала открытия основного клапана не соответствует (87±2)°С или в случае, если ход клапана при повышении температуры до 102°С составит менее 8 мм.

Простейшая проверка исправности термостата может быть осуществлена на ощупь непосредственно на автомобиле. После запуска холодного двигателя при исправном термостате нижний патрубок радиатора
должен нагреваться, когда температура охлаждающей жидкости достигнет 87...92°С.

Радиатор и расширительный бачок

Снятие и установка этих деталей на автомобиль выполняется на холодном двигателе в следующем порядке:

Откройте кран отопителя и отверните пробку расширительного бачка. Отвернув сливные пробки радиатора и блока цилиндров, слейте охлаждающую жидкость.

Отсоедините электрические провода от датчика включения и от электровентилятора. Отсоедините шланги от радиатора и расширительного бачка.

Отверните гайки и болты крепления кожуха вентилятора и скобы верхнего крепления радиатора, снимите скобу и, придерживая радиатор, выньте кожух в сборе с электровентилятором.

При необходимости отверните гайки крепления, снимите вентилятор с электродвигателем.

Отведите верх радиатора немного назад и выньте его из подушек нижнего крепления и моторного отсека (радиатор можно вынуть также и в сборе с электровентилятором.

Снимите ремень крепления и выньте расширительный бачок.

Установку радиатора и расширительного бачка выполняйте в обратном порядке.

Проверка герметичности радиатора. Герметичность радиатора проверяется в ванне с водой. Заглушив патрубки радиатора, подведите к нему воздух под давлением 0,2 МПа (2 кгс/см2) и опустите в ванну с водой не менее чем на 30 с. При этом не должно наблюдаться появления из радиатора пузырьков воздуха.

При повреждениях или негерметичности замените радиатор новым.