Система смазки двигателя

 

Особенности конструкции

Система смазки комбинированная. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, опоры распределительного вала; разбрызгиванием - стенки цилиндров, поршни с поршневыми кольцами, поршневые пальцы, кулачки распределительного вала, толкатели и стержни клапанов.

При падении давления масла ниже допустимого на щитке приборов загорается контрольная лампа недостаточного давления масла.

Масляный насос с шестернями внутреннего зацепления располагается на переднем торце блока цилиндров. Ведущая, шестерня масляного насоса установлена на двух лысках на переднем конце коленчатого вала. Для уменьшения механических потерь шестерни имеют трохоидальное зацепление. Маслоприемник крепится болтами к крышке второго коренного подшипника и к корпусу насоса.

Масляный фильтр полнопоточный, неразборный, с перепускным и противодренажным клапанами.

Замена масла

Заменять масло следует на горячем двигателе. Чтобы полностью слить отработавшее масло, необходимо выждать не менее 10 мин после открытия сливного отверстия.

Заменяя масло, следует заменить и масляный фильтр, который снимают с помощью приспособления А.60312. При установке завертывайте фильтр вручную.

При замене масла рекомендуется промывать систему смазки моющими маслами (ВНИИНП-ФД, МСП-1, МПТ-2М), для чего:

после остановки двигателя слейте отработанное масло и, не снимая масляного фильтра, залейте промывочное масло до метки "MIN" на указателе уровня масла;

запустите двигатель и дайте ему поработать на этом масле 10 мин на минимальной частоте вращения коленчатого вала;

полностью слейте промывочное масло и снимите старый масляный фильтр;

поставьте новый масляный фильтр и залейте масло, соответствующее сезону.

Масляный насос

Разборка и сборка. Осторожно закрепите масляный насос в тисках, чтобы не повредить крышку.

Выверните винты крепления корпуса насоса и крышки, выньте корпус, ведомую и ведущую шестерни. Отверните пробку редукционного клапана и выньте пружину с клапаном.

Выпрессуйте из крышки насоса самоподжимной сальник коленчатого вала.

При сборке насоса смажьте поверхность наружного диаметра сальника моторным маслом и запрессуйте его в крышку до упора.

Осторожно закрепите крышку в тисках, установите шестерни фасками на вершинах зубьев внутрь корпуса и заверните винты крепления корпуса и крышки.

Вставьте редукционный клапан, пружину и заверните пробку клапана, установив под пробку алюминиевое уплотнительное кольцо толщиной (1,5+0,2) мм.

Перед сборкой насоса обязательно смажьте моторным маслом ведущую и ведомую шестерни, корпус в зоне шестерен, уплотнительное резиновое кольцо трубки маслоприемника и редукционный клапан.

После сборки насоса при проворачивании рукой шестерен они должны вращаться плавно, без заеданий и рывков.

Проверка технического состояния деталей.

После разборки все детали промойте моющими средствами, продуйте сжатым воздухом и проверьте их состояние.

Алюминиевая крышка при проверке ее в зоне прилегания шестерен не должна иметь уступов, поверхность крышки должна быть плоской. При заметных износах зажмите крышку в точках и профрезеруйте поверхности до размера (13,5+0,3) мм. Максимальный съем металла при этом не должен превышать 0,2 мм.

Сальник коленчатого вала замените новым и запрессуйте до упора. При запрессовке сальника усилие должно прикладываться как можно ближе к его наружному диаметру.

Рабочие поверхности корпуса насоса не должны иметь царапин. Предельный диаметр гнезда под ведомую шестерню не должен превышать 75,1 мм. Минимальная ширина сегмента должна быть не менее 3,4 мм.

Замерьте индикатором максимальные осевые зазоры, которые не должны превышать для ведущей шестерни 0,12 мм, для ведомой — 0,15 мм. Если зазоры превышают предельные значения, шестерни замените

Проверьте упругость пружины редукционного клапана и отверстие под него не должны иметь продольных рисок.