К топливной системе относятся: топливный бак, топливные шланги, топливный насос высокого давления с форсунками и топливный фильтр.
Ремонт системы впрыска топлива.
Соединенные и расположенные по соседству детали тщательно очистите перед развинчиванием.
Снятые детали уложить на чистую поверхность и накрыть, для этого использовать бумагу или фольгу. Не использовать тряпки, оставляющие волокна!
Открытые шланги, трубы и т.п. тщательно защитить или закрыть пробками, если их не нужно безотлагательно ремонтировать.
Устанавливать только чистые детали.
Запасные детали вынимать из упаковки только непосредственно перед их установкой.
Не использовать детали, которые лежали без упаковки (например, в ящике с инструментом).
При открытой системе:
Использовать сжатый воздух.
Автомобиль не двигать.
Кроме того, необходимо следить за тем, чтобы дизельное топливо не попадало на шланги охлаждающей жидкости. В противном случае шланги необходимо тотчас очистить. Поврежденные шланги (вступившие в реакцию) следует тотчас заменить.
Проверка и регулеровка числа оборотов холостого хода.
Для регулировки числа оборотов холостого хода используется тахометр, рассчитанный на дизельный двигатель, который использует принцип фотоячейки.
Этот прибор необходимо подключать к клемме W генератора.
На переднем буртике ременного шкива коленчатого вала сделать белую отметку мелом шириной 1-2 см. Прогреть двигатель до рабочей температуры (температура масла должна составлять 50-70°С).
Нельзя вытягивать тросик прибора для облегчения пуска холодного двигателя.
Должны быть выключены потребители электрического тока (радио, свет).
С помощью тахометра определить число оборотов.
Отвинтить контргайку регулировочного винта.
С помощью регулировочного винта оборотов холостого хода установить число оборотов равное 850+100 об/мин.
Законтрить регулировочный винт и покрыть лаком.
Проверка свечей накаливания.
Снять со свечей накаливания соединительный кабель и токовую шину.
Подсоединить контрольную лампочку к + клемме батареи и последовательно подсоединить ее к каждой из свечей зажигания.
Лампочка светится: свеча накаливания в порядке.
Лампочка не светится: дефектная свеча накаливания, заменить. Если свеча накаливания с перегоревшим штифтом, то необходимо строго соблюдать инструкцию по эксплуатации.
Перегорание штифтов свечей накаливания чаще всего является следствием неисправностей форсунок. Перегорание штифтов не может вызвать дефекты в или на свечах накаливания.
Если при предъявлении рекламаций будут обнаружены такие свечи накаливания, то недостаточно просто их заменить. Необходимо произвести проверку форсунок (впрыскиваемая струя, дребезжание, давление и герметичность) (работа должна производиться в мастерской).
Особое внимание следует обращать на внешний вид струи при коротких быстрых ходах поршня (ход поршня в 4-6 секунд) (струя должна быть компактной и хорошо распыленной).
Снятие и установка форсунок.
Дефектные форсунки могут вызвать сильный детонационный стук в двигателе и неисправности в подшипниках. В этом случае необходимо запустить двигатель на холостом ходу и отпустить накидные гайки топливопроводов высокого давления. Если накидные гайки отпущены и стук в двигателе пропал, то это говорит о том, что одна из форсунок дефектная.
Обнаружить дефектную форсунку можно следующим образом: двигатель работает на быстром холостом ходу. Необходимо отпустить накидные гайки топливопроводов высокого давления. Если накидные гайки топливопроводов отпущены, в число оборотов двигателя остается постоянным, это говорит о том, что одна из форсунок дефектная. Форсунки проверяются с помощью манометра (работа выполняется в мастерской).
Первые признаки неисправностей в форсунках проявляются следующим образом:
Стук в одном или нескольких цилиндрах.
Двигатель перегревается
Падает мощность двигателя
Чрезвычайно черные сильные выхлопы
Высокий расход топлива.
Снятие.
Тщательно очистите топливом топливопроводы. Отсоедините топливопроводы от насоса и форсунок. Снять возвратные трубопроводы. Вывинтить держатели форсунок.
Снять волнистую шайбу, термозащитную втулку и медное уплотнительное кольцо.
Зажать держатель форсунки между колодками тисков из мягкого металла. Разобрать форсунку.
Проверить иглу форсунки на наличие износа и повреждений. Очистите форсунку от нагара деревянной лопаткой.
Игла должна скользить в форсунке под воздействием собственного веса. Она должна свободно двигаться.
Установка.
Собрать форсунку и ее держатель.
Установить новое уплотнительное кольцо в отверстие распылителя в головке блока цилиндров.
Установите термозащитную втулку так, чтобы меньший ее диаметр находился со стороны головки блока цилиндров, т.е. он должен смотреть вниз.
Уложить на термозащитную втулку следующее медное уплотнительное кольцо.
Вложить в термозащитную втулку новую волнистую шайбу. Выпуклая сторона должна располагаться со стороны головки блока цилиндров, т.е. смотреть вниз.
Ввинтить форсунку с держателем и затянуть усилием 70 Нм, применяя при этом специальный ключ, который можно сделать самостоятельно.
Турбонагнетатель.
Работа турбонагнетателя.
Выхлопные газы воздействуют на крыльчатку турбины, расположенной в корпусе, заставляя ее вращаться . При вращении турбины крыльчатка нагнетателя, расположенного на одном валу с турбиной, сжимает поступающий воздух, прошедший через воздухоочиститель. Выйдя из корпуса компрессора этот воздух поступает в цилиндры. При повышении оборотов двигателя , растет объем выхлопных газов и, с ним, обороты турбины (прибл. 20000-115000 об/мин), в результате чего растет давление нагнетаемого в цилиндры воздуха, что повышает мощность двигателя.
Клапан обратной связи.
Если давление нагнетаемого компрессором воздуха превышает требуемое, поток выхлопных газов отводится от турбины, регулируя обороты турбины и, следовательно, давление нагнетаемого воздуха. Этот байпасный клапан, управляющий количеством выхлопных газов, подаваемых на турбину, называется клапаном обратной связи. Когда давление нагнетаемого воздуха превышает заданную величину, срабатывает привод, клапан обратной связи открывается и часть выхлопных газов обходят турбину. Это приводит к падению оборотов турбины и следовательно, доводит давление нагнетаемого воздуха до заданных пределов.
Меры предосторожности.
Не глушите Двигатель сразу после буксировки прицепа или длительного движения в гору. Дайте двигателю поработать на холостых оборотах 20-120 сек. в зависимости от нагрузки.
Избегайте резкого увеличения оборотов двигателя или резкого ускорения на еще холодном двигателе.
Если двигатель работает без воздухоочистителя, частицы пыли повредят крыльчатку компрессора, которая вращается с очень высокими оборотами.
Если турбонагнетатель вышел из строя и подлежит замене, сначала определите причину выхода его из строя, проверив следующее:
качество и уровень моторного масла
условия, в которых работал турбонагнетатель.
маслопроводы, ведущие к турбонагнетателю.
Будьте осторожны при монтаже и демонтаже турбонагнетателя. Не роняйте его, избегайте ударов и не беритесь за легкодеформируемые детали, например, шток привода.
При замене турбонагнетателя заглушите впускное и выпускное отверстия и отверстие подвода масла.
При замене турбонагнетателя проверьте наличие отложений в маслопроводах и, при необходимости, замените их.
При замене болтов и гаек, используйте только аналогичные во избежание растрескивания и деформации.
Полностью удаляйте герметик, налипший на фланцы маслопроводящей трубки и турбонагнетателя.
При замене турбонагнетателя залейте 20 см3 моторного масла в маслопроводящее отверстие турбонагнетателя и несколько раз вручную проверните крыльчатку компрессора, чтобы масло попало на подшипник.
После ремонта или замены двигателя после установки заблокируйте подачу топлива и проверните двигатель стартером в течение 30 сек., чтобы масло растеклось по двигателю. После этого дайте двигателю поработать 60 сек. на холостых оборотах.
Если двигатель работает со снятыми воздухоочистителем, кожухом и шлангом, посторонние частицы повредят крыльчатку компрессора, которая вращается с очень высокими оборотами.
Проверка.
Проверка системы забора воздуха.
проверить проход воздуха между выходом нагнетателя и головкой блока.
очистите или замените элемент фильтра.
проверить и отремонтировать все деформированные соединения шлангов.
проверить и заменить детали с трещинами.
Проверка системы выхлопа.
проверить детали между головкой блока и входом турбины и между выходом турбины и выхлопной трубой:
отремонтировать и заменить деформированные детали.
удалить посторонние материалы.
отремонтировать и заменить негерметичные детали.
проверить и заменить негерметичные детали с трещинами.
Проверка давления турбонагнетателя:
прогреть двигатель.
подсоединить тройник к подающему шлангу впускного патрубка и установить манометр.
выжать педаль сцепления и утопить педаль акселератора до упора.
Давление при 4400 об/мин должно быть 0,50-0,65 кг/см2. В противном случае, проверить впускную и выпускную системы. Если давление выше, проверить, не отсоединился ли шланг привода. Если нет - замените турбонагнетатель.
Проверка вращения крыльчатки.
отсоединить вращение крыльчатки.
проверить крыльчатку нагнетателя: она должна свободно вращаться.
В противном случае, замените узел турбонагнетателя.
Проверка вращения крыльчатки компрессора:
Взяться за ось турбины и раскрутить ее. Крыльчатка компрессора должна вращаться плавно. Если крыльчатка не вращается плавно. Если крыльчатка не вращается или вращается туго, замените турбонагнетатель.
Проверка осевого биения крыльчатки компрессора:
Установить индикатор в отверстие приемной стороны турбины и сдвигая рукой ось турбины проверить осевое биение. Оно не должно превышать 0,13 мм.
В противном случае, заменить турбонагнетатель
Проверка радиального биение вала турбины:
из выпускного отверстия охлаждающей жидкости установить индикатор сквозь отверстие в подшипнике и подвести его к центру вала турбины.
смещая вал турбины в радиальном направлении определить радиальное биение вала: оно не должно превышать 0,18 мм.
В противном случае, заменить турбонагнетатель.
Проверить работу привода:
Отсоединить шланг привода.
Манометром подать давление, прибл. 0,92 кг/ см2 на привод и убедиться в смещении штока. Если шток неподвижен, заменить турбонагнетатель.