Системы впрыска К- и КЕ-jetronic

 

Особенности устройства.

Существуют различные модификации систем впрыска, базирующиеся на принципе системы К-jetronic и устанавливаемые на различных двигателях.

Система: К-jetronic первоначальная модификация этой системы впрыска работает чисто механически по принципу "больше поступающего воздуха - больше топлива". Впоследствии были добавлены такие устройства как регулятор для режима прогрева и клапан облегчения запуска холодного двигателя для облегчения работы в тяжелых условиях эксплуатации. Лямбда-регулирование (для регулируемого катализатора) на системе К-jetronic невозможно без дополнительных приспособлений. Поэтому, например, на некоторых двигателях с катализатором имеется так называемый тактовый клапан.

Система КЕ-jetronic к механической системе впрыска добавлена электроника. Основой являются электронный блок управления и так называемый регулятор давления, элемент с электрическим приводом, который принимает участие в приготовлении топливной смеси. Регулятор давления задействован в основном во время прогрева, но играет еще и основную роль в подготовке смеси при наличии режима лямбда-регулирования (регулируемый катализатор), который может быть легко реализован с системой КЕ-jetronic.

Поиск неисправности системы впрыска.

Самостоятельное нахождение многих неисправностей системы впрыска, к сожалению, невозможно, поскольку для этого необходимо глубокое знание предмета, а также наличие множества приспособлений.

При любых действиях с системой впрыска следует помнить, что система в течение долгого времени после выключения двигателя находится под давлением.

Вначале следует проверить исправность системы зажигания.

Далее следует проверить работу системы подачи топлива.

Следует проверить все ниже перечисленные шланги на
наличие трещин и места их подсоединения на плотность посадки:

Все вакуумные шланги, в том числе и те, которые подходят к распределителю и к выключателю "скачка давления", жесткий шланг от регулятора смеси к выпускному коллектору, шланги к клапанам отсечки топлива при движении накатом и стабилизации оборотов холостого хода. Даже небольшие добавки дополнительного воздуха могут отрицательно повлиять на приготовление смеси, поскольку эти добавки не измерены расходомером воздуха. Смесь, таким образом, бесконтрольно обедняется добавочным воздухом.

Если прокладки под клапаном холодного запуска и на инжекторах в порядке, следует проверить прокладки каналов впуска.

Следует поискать негерметичные места в топливопроводах.

При многократном разъединении и соединении штекеров могут возникнуть места с плохим контактом.

Штекеры на деталях системы впрыска должны выглядеть безукоризненно. При необходимости можно подогнуть язычки при помощи тонкой отвертки.

Проверка инжекторов.

Отключить зажигание.

Для того чтобы проверить, поступает ли к инжектору топливо, следует ослабить болт крепления топливопровода на клапане холодного запуска.

Приготовить тряпку и попросить помощника провернуть стартер.

Если топливо выступает, необходимо проверить сам инжектор.

Снять инжектор.

Следует держать наготове сосуд или тряпку для сбора выступающего топлива.

Снять большой воздушный шланг между регулятором смеси и дроссельной заслонкой, чтобы получить доступ к измерительной пластине расходомера.

В центральном распределительном устройстве отсоединить реле топливного насоса и перемкнуть на колодке контакты 48 (или 30) и 52 (или 87) куском провода. Топливный насос должен работать.

Измерительную пластину в дозаторе следует немного приподнять рукой. Инжектор должен при этом создавать струю конической формы. Если это не так:

Поднять измерительную пластину до упора. Повторить проверку.

Подобным образом можно проверить разницу в количестве впрыскиваемого топлива между отдельными цилиндрами.

Каждый из инжекторов следует опустить в свой измерительный стаканчик (их должно быть четыре или пять), не перегибая при этом топливопроводы высокого давления.

Измерительную пластину приподнять примерно на 2 см.

Вышеупомянутую проволочную перемычку помощник должен держать вставленной до тех пор, пока в первый стаканчик не нальется 20 см3 топлива.

Сравнить количество топлива в разных стаканчиках. Отклонение не должно превышать 3 см3.

При большем отклонении следует поменять местами инжекторы с минимальным и с максимальным количеством впрыскиваемого топлива. Повторить измерение.
Если со сменой инжекторов отклонения в количестве топлива тоже поменялись местами, значит инжектор с чрезмерным отклонением необходимо заменить.

Если же Вы при повторной проверке получили прежние результаты, значит возможно сужение топливопровода, подходящего к инжектору или же неисправен дозатор топлива.

Проверка герметичности инжекторов: если выключить топливный насос после двух минут работы (вытащить перемычку), из инжекторов не должно капать.

Клапан облегчения холодного запуска.

Проверка производится при остывшем двигателе.

Отключить зажигание.

Открутить клапан холодного запуска, оставив штекер и топливопровод подсоединенными.

Опустить клапан в сосуд, попросить помощника провернуть двигатель.

Клапан должен производить струю топлива конической формы.

Продолжительность впрыска зависит от температуры двигателя. При температуре 0°С продолжительность впрыска колеблется от 3-х до 7 1/ 2 секунд, при 10° С - от 2 до 6 секунд, при 20°С - от 1 до 4 секунд.

После впрыска выключить зажигание.

Осушить клапан, промокнув его. В течение минуты топливо не должно выступать.

Дозатор топлива.

Дать двигателю поработать примерно одну минуту.

Снять крышку воздушного фильтра и фильтрующий элемент.

Снизу через впускную шахту измерительной пластины нажать установочный рычаг до конца вверх. По всей длине хода должно ощущаться одинаковое сопротивление.

При быстром вытягивании назад измерительной пластины не должно ощущаться сопротивление. Если же оно есть, необходимо заменить расходомер воздуха.

Если же измерительная пластина с трудом идет вверх, но легко движется вниз, значит "залипает" распределительный поршень в дозаторе. Заменить дозатор топлива.

Расходомер воздуха.

Прогреть двигатель, или же прогретый двигатель перед проведением проверки должен поработать примерно 1 минуту.

Снять впускной воздушный шланг между регулятором смеси и впускным коллектором, ослабив стяжные ленты.
Проверить измерительную пластину: она должна на автомобилях с системой К-jetronic со стороны, обращенной к топливопроводам высокого давления, находиться точно на уровне верхнего края узкой цилиндрической части воздушной горловины или, по крайней мере, на 0,5 мм ниже.

Автомобили с системой КЕ-jetronic: измерительная пластина должна находиться на 1,9 мм ниже верхнего края, в крайнем случае на 3 мм ниже.

Если измерительная пластина расположена неправильно, ее нужно поднять, изогнув удерживающую проволочную скобу внизу в шахте расходомера воздуха, чтобы скорректировать ее положение. Ни в коем случае не следует изгибать плоскун. пружину.

Проверить, не касается ли измерительная пластина стенки.

Если да, необходимо ослабить центральный болт крепления и заново отцентрировать пластину.

После этой регулировки необходимо отрегулировать обороты холостого хода и содержание СО.

Термовыключатель с выдержкой времени.

термовыключатель с выдержкой времени расположен в труднодоступном месте на задней узкой части головки цилиндров.

На двигателях более позднего выпуска клапан управления для стабилизации оборотов холостого хода расположен спереди справа на головке цилиндров.

Регулятор прогрева (система К-jetronic ).

Отключить зажигание.

Отсоединить штекер на регуляторе прогрева и дополнительной воздушной заслонке.

Подсоединить вольтметр к контактам токоподводящего штекера регулятора прогрева.

Попросить помощника включить стартер. На контактах должно быть напряжение не менее 8 вольт.

Подсоединить омметр к контактам регулятора прогрева.

Сопротивление обмотки подогрева должно быть 18-28 Ом.

Если в обмотке имеется обрыв, необходимо заменить регулятор прогрева.

Проверка дополнительной воздушной заслонки.

Проверьте подачу напряжения:

Отключить зажигание.

Отсоединить штекер на дополнительной воздушной заслонке.

Подсоединить лампу-пробник к штекеру.
Попросить помощника провернуть стартер. Лампа - пробник должна загореться, в противном случае напряжение не подается (обрыв).

Проверка функционирования: при остывшем двигателе и отсоединенном штекере дополнительной воздушной заслонки произвести ниже описанную проверку.

Завести двигатель.

Пережать воздушный шланг на дополнительной воздушной заслонке плоскогубцами. Обороты должны упасть.

Подсоединить штекер, прогреть двигатель.

Снова пережать воздушный шланг плоскогубцами, обороты не должны изменяться.

Если это не так, значит пластинка в дополнительной воздушной заслонке заедает.

Отсоединить шланг, заглянуть в отверстие при помощи карманного зеркальца.

Проход должен быть закрыт. Если это не так, заменить дополнительную дроссельную заслонку.

Проверка подъема оборотов на холостом ходу.

Переключение отводящего клапана для подъема оборотов холостого хода проверяется на прогретом до рабочей температуры двигателе.

Оставить двигатель работать на холостом ходу.

Выключить все потребители электрического тока.

Полностью вкрутить винт регулировки оборотов холостого хода.

Когда обороты упадут ниже 700 об/мин, должен открыться отводящий клапан и обороты должны снова подняться.

Это можно определить на слух или с помощью тахометра.

Пережать шланг к отводящему клапану плоскогубцами.

Обороты должны упасть.

Теперь нужно выставить величину оборотов холостого хода 900 об/мин (шланг еще пережат).

Отпустить шланг, обороты возрастут, при 1050 об/мин клапан снова откроется, обороты упадут до номинальной величины.

Если это не так, необходимо заменить клапан или блок управления в стойке для реле под приборной панелью.

Выключатель, срабатывающий при отпускании педали акселератора.

Подсоединить омметр к контактам 1 и 2 штекера.

При дроссельной заслонке в положении холостого хода показания должны быть 0 Ом. При слегка приоткрытой дроссельной заслонке показания прибора должны быть ? Ом.

Выключатель полной нагрузки (только автомобили с катализатором).

Подсоединить омметр к контактам 2 и 3 штекера.

При дроссельной заслонке в положении "полного газа" показания омметра должны быть 0 Ом. Если слегка закрыть дроссельную заслонку показания прибора должны быть ? Ом.

Устройство отсечки топлива при движении накатом (К-jetronic).

Для произведения проверки двигатель должен быть прогрет до температуры охлаждающей жидкости не менее 50°С.

Вблизи патрубка дроссельной заслонки отодвинуть резиновую насадку штекера клапана отсечки топлива.

Подсоединить вольтметр к обоим контактам штекера.

Завести двигатель и оставить работать на холостом ходу. Показания прибора должны быть при этом 0 В.

Разогнать двигатель до 2000 об/мин, после этого резко закрыть дроссельную заслонку. Прибор должен кратковременно показать величину 12-14 В.

После того как обороты упадут ниже 1200 об/мин, прибор снова должен показать величину О В.

В противном случае следует заменить блок управления.

Выключатель скачка давления.( КЕ-jetronic).

Проверка выключателя.

Отсоединить штекер. Подсоединить омметр к контактам выключателя. Показания должны быть ? Ом.

"Коротко замкнуть" вакуумный трубопровод на термоклапане. Для этого следует подсоединить подводящий шланг непосредственно к выключателю "скачка давления".

Завести двигатель и дать на короткое время "полный газ". Омметр должен на короткое время показать 0 Ом. В противном случае следует заме-!. нить выключатель.

Проверка термоклапана.

Открыть крышку расширительного бачка (стравить давление в системе охлаждения).

Снять термоклапан и закрыть отверстие заглушкой, чтобы не вытекла охлаждающая жидкость.

Положить термоклапан в холодильник (при температуре примерно +10°С).

Через некоторое время проверить, проходит ли воздух через клапан при втягивании ртом и при продувании.

Положить клапан в воду с температурой примерно 30°С. При продувании воздух не должен проходить.

Тактовый клапан (К-jetronic).

На автомобилях с системой К-jetronic и с катализатором тактовый клапан можно проверить простым способом.

При работающем клапане тактовый клапан должен слышимо и ощутимо щелкать.

Если это не так, заглушить двигатель, отсоединить штекер на тактовом клапане и проверить контакты.

Подсоединить к штекеру вместо тактового клапана лампу-пробник и завести двигатель. Лампа-пробник должна загореться. Если нет, необходимо проверить подвод напряжения, при необходимости заменить блок управления.

Проверить тактовый клапан при помощи омметра. Сопротивление между его контактами. должно составлять 2-3 Ом. В противном случае, заменить тактовый клапан.