Карбюратор

 

Описание. Во всех моделях автомобилей используются карбюраторы с падающим потоком. Воздух попадает в карбюратор сверху и направляется вертикально вниз (падает), смешиваясь с топливом, поступающим через разные жиклеры. Карбюраторы Solex РIС(Т) и Pierburg 1ВЗ являются однокамерными (т.е. смесь образуется в одном канале карбюратора); карбюраторы Zenith 2В2 и Pierburg 2В5 являются двухкамерными. Эти карбюраторы обладают повышенным качеством приготовления горючей смеси по сравнению с однокамерными. Характерной их особенностью является способ управления дроссельными заслонками первой и второй камер. Дроссельная заслонка первичной камеры управляется педалью акселератора. Когда она поворачивается, открывая более чем наполовину сечение первичной камеры, при соответствующей скорости вращения вала, пневмопривод открывает дроссельную заслонку вторичной камеры.

Наиболее важные элементы карбюратора

Распылитель (решает задачу начального распыления топлива): топливо, первоначально смешанное с воздухом, поступающим из жиклеров (описанных
далее), распыляется в диффузоре. Его отверстие находится в самом узком месте диффузора карбюратора.

Ускорительный насос: в момент нажатия педали акселератора этот насос впрыскивает в диффузор карбюратора дополнительное количество топлива.

Дроссельная заслонка: она размещена в нижней части карбюратора и регулирует количество топливной смеси, поступающей в двигатель. Угол ее открытия регулируется водителем путем нажатия педали акселератора. Педаль и заслонка непосредственно соединены между собой с помощью тяги.

Главный топливный жиклер: установлен в поплавковой камере. Отверстие жиклера имеет калиброванный размер и обеспечивает подачу определенного количества топлива из поплавковой камеры.

Жиклер холостого хода: если двигатель работает на холостом ходу, то жиклер обеспечивает подачу топлива, необходимого для приготовления горючей смеси на холостом ходу.

Воздушный жиклер: обеспечивает начальное смешивание топлива из главного топливного жиклера с воздухом.

Диффузор: сужение диффузора приводит к ускорению движения потока воздуха, вследствие чего увеличивается разрежение и из распылителя начинает вытекать топливо.

Эмульсионная трубка: к ней поступает топливо от главного топливного жиклера и воздух, поступающий через жиклер дополнительного воздуха. Смешанные топливо и воздух(эмульсия) направляются в диффузор карбюратора. При больших скоростях движения обеспечивается подача дополнительного воздуха
(пневматическое торможение обеспечивает поддержание на требуемом уровне соотношения бензин/воздух). В противном случае смесь становилась бы слишком богатой вследствие увеличения количества топлива.

Поплавковая камера: поплавок и игольчатый клапан обеспечивают определенный уровень топлива.

Воздушная заслонка: размещена в верхней части карбюратора. При холодном двигателе должна быть закрыта. При пуске двигателя во входном канале создается сильное разрежение, что приводит к обагащению смеси. С ростом температуры двигателя воздушная заслонка открывается (вручную или автоматически).

В автомобилях "Фольксваген" используются разные карбюраторы. Ниже приведена пояснительная таблица.

Двигатель

Мощность

Обозначение двигателя

Карбюратор

1,1 литра

 

37 кВт 5/75- 7/79

 

FA

 

31Р I СТ-5

 

1,1 литра

 

37 кВт 8/79- 7/81

 

GG

 

31Р I С-6

 

1,1 литра

 

37 кВт с 8/81

 

GG

 

31Р I С-7

 

1 ,3 литра

 

44 кВт с 7/81

 

GF

 

34Р I С-5

 

1 ,3 литра

 

44 кВт с 8/81

 

GF

 

34Р I С-6

 

1,1 литра

 

37 кВт с 5/75

 

FA,FH,JB,FP

 

34Р I СТ-5

 

1 ,5 литра

 

51 кВт до 7/79

 

FA,FH,JB,FP

 

34Р I СТ-5

 

1 ,6 литра

 

55 кВт

 

FA,FH,JB,FP

 

34Р I СТ-5

 

1 ,5 литра

 

51 кВт с 8/79

 

JB

 

1ВЗ

 

1 ,5 литра

 

63 кВт

 

FD

 

2В2

 

1 ,6 литра

 

63 кВт до 7/79

 

FR

 

 

 

1 ,6 литра

 

63 кВт с 8/79

 

FR

 

2В5

 

Карбюраторы Solex 31 и 34 РiС(Т)

Однокамерные карбюраторы отличаются, главным образом, приводом воздушной заслонки.

Запуск

Карбюратор РiС: вытянуть ручку "подсоса". При этом воздушная заслонка должна закрыться и немного приоткрыться дроссельная заслонка.

Воздушная заслонка не закрывается полностью. Благодаря своему эксцентричному закреплению, она поворачивается под давлением воздуха, засасываемого в двигатель. Это препятствует чрезмерному обогащению смеси. Сразу же
после запуска двигатель стремится развить большие обороты, хотя он еще не прогрет.

Теперь можно немного утопить ручку "подсоса", и двигатель начинает работать на оборотах, несколько превышающих нормальные обороты холостого хода.
Одновременно пневмопривод приоткрывает воздушную заслонку, обеспечивая увеличение подачи воздуха. По мере прогрева двигателя рукоятку "подсоса" следует постепенно возвращать на место. Чтобы воздушная заслонка не оставалась закрытой неоправданно долго при неправильных действиях водителя, используется приспособление, получившее название "Thermo-choke".

С осью воздушной заслонки связан рычаг с биметаллической пружиной, реагирующей на температуру. При холодном двигателе пружина перемещает воздушную заслонку в положение "закрыто". С возрастанием температуры пружина распрямляется и постепенно открывает воздушную заслонку даже в том случае, когда тяга "подсоса" не возвращена в исходное положение. Таким образом, двигатель защищается от чрезмерной подачи топлива, если ручка "подсоса" вытянута по ошибке.

Карбюратор РiСТ: воздушная заслонка открывается и закрывается автоматически. Чтобы включить автоматику, при запуске холодного двигателя следует один или два
раза нажать на педаль акселератора. Это вызывает закрытие воздушной заслонки. При включении зажигания биметаллическая пружина начинает нагреваться. В двигателях 1,5/1,6 л (с 8/75) через корпус пускового устройства проходит поток охлаждающей жидкости. Разогреваясь, биметаллическая пружина постепенно открывает воздушную заслонку. В автоматическом пусковом устройстве имеется пневмопривод, диафрагма которого соединена тягой с воздушной заслонкой. После запуска двигателя пневмопривод открывает воздушную заслонку настолько, чтобы горючая смесь излишне не обогащалась.

Холостой ход

Горючая смесь для работы на холостом ходу подается двумя разными устройствами.

Основная система питания двигателя на холостом ходу. Бензин от главного топливного жиклера поступает к жиклеру холостого хода. Для регулировки состава смеси служит винт регулировки СО.

Дополнительная система питания двигателя на холостом ходу. Смесь готовится с помощью жиклера дополнительного топлива и дополнительного воздуха. В карбюраторе РiС-7 имеется комбинированный жиклер.
Из камеры поступает дополнительный воздух. Дополнительное количество смеси и частота вращения регулируются отдельным винтом.

Основной и дополнительный потоки смеси по общему каналу подходят к электромагнитному клапану, отключающему систему холостого хода при выключении зажигания. При открытом клапане горючая смесь через отверстие, расположенное под дроссельной заслонкой, поступает во впускной коллектор двигателя.

В автомобилях формулы Е с пятиступенчатой коробкой передач, выпускаемых с 8/81, комбинированный жиклер дополнительного топлива и дополнительного воздуха установлен в передней части карбюратора. Во время торможения под влиянием сил инерции топливо в поплавковой камере перемещается вперед. В результате в основной системе питания холостого хода не хватает топлива. Это компенсируется устройством для дополнительной горючей смеси, которое и в этом случае подает достаточное количество топлива.

Переходной режим

Четыре отверстия, расположенные выше исходного положения дроссельной заслонки, обеспечивают проход дополнительного количества горючей смеси, которая
получается из смеси основной системы холостого хода.

Режим частичных нагрузок

При открытии дроссельной заслонки в работу вступает главная дозирующая система с главным топливным жиклером. Горючая смесь образуется главным топливным жиклером и воздушным жиклером. Через распылитель подготовленная эмульсия попадает в диффузор.

Ускорение

При резком нажатии на педаль акселератора в диффузор впрыскивается дополнительное количество бензина, поскольку главный топливный жиклер не может сразу обеспечить достаточного количества топлива. Это происходит с помощью рычага, соединенного с дроссельной заслонкой и небольшого диафрагменного насоса, который называют ускорительным.

Полная нагрузка

При полностью открытой дроссельной заслонке и при больших скоростях вращения коленчатого вала во впускной канал подается дополнительное топливо, чтобы двигатель мог развить полную мощность. Разрежение во впускном канале вызывает открытие двух клапанов, таким образом оказывается открытым путь для отступления топлива, обогащающего рабочую смесь.

Карбюратор Pierburg 1ВЗ

Запуск

Воздушная заслонка управляется так же, как и в карбюраторе РiСТ. Автоматическое пусковое устройство подогревается электрически и теплом охлаждающей жидкости. В состав устройства входит усовершенствованный пневмопривод воздушной заслонки. В момент начала работы двигателя воздушная заслонка слегка поворачивается, а чуть позднее пневмопривод устанавливает ее в другое положение. Вакуумная камера создает запаздывание при передаче разрежения из впускного коллектора на диафрагму пневмопривода. Вследствие этого воздушная заслонка еще больше открывается и происходит дальнейшее обеднение рабочей смеси.

Холостой ход

Горючая смесь для работы двигателя на холостом ходу приготовляется в основной и дополнительной системе. К комбинированному жиклеру топлива/воздуха поступает бензин от главного топливного жиклера и создается основная горючая смесь. Дополнительная горючая смесь также приготовляется с помощью комбинированного жиклера, при этом воздух поступает из эмульсионной трубки. Состав обоих потоков горючей смеси регулируется отдельными винтами. Затем эти потоки через общее отверстие под дроссельной заслонкой попадают во входной коллектор двигателя. Переходный режим, частичные нагрузки и ускорение обеспечиваются точно так же, как в уже описанном карбюраторе Рic(Т).

Частичная и полная нагрузки

Частичная нагрузка: при все больше и больше открывающейся дроссельной заслонке необходимо дополнительное топливо. С этой целью управляемая разрежением диафрагма открывает дополнительный топливный канал. Полная нагрузка: управляемая разрежением диафрагма открывает соответствующий топливный канал. Кроме того, как и ранее, происходит обогащение горючей смеси при частичной нагрузке.

Карбюраторы Zenith 2В2 и Pierburg 2В5

В автомобилях, выпущенных до 7/79, многокамерный карбюратор был обозначен символом 2В2 и продавался под названием Zenith. В 1980 году начали использовать усовершенствованный вариант - карбюратор Рiегburg 2В5.

Запуск

Автоматическая воздушная заслонка пускового устройства размещена в первичной камере карбюратора. Крышка пускового устройства нагревается электрически и горячей охлаждающей жидкостью. Пневматическое управление воздушной заслонки осуществляется двумя системами.

Холостой ход

В первичной камере жиклер холостого хода образует основную топливную смесь холостого хода, получая бензин от главного топливного жиклера и воздух от воздушного жиклера холостого хода. Дополнительную горючую смесь подают жиклер дополнительного топлива и жиклер дополнительного воздуха. Оба потока смеси регулируются отдельными винтами качества, проходят через общий канал и поступают в диффузор. Во вторичную камеру карбюратора поступает горючая смесь, качество которой не регулируется.

Другие режимы работы

Переходный режим, нормальная работа, ускорение и полная нагрузка в основном идентичны уже описанным. Отличия заключаются в следующем:

плавное увеличение подачи смеси вторичной камерой обеспечивается за счет расположения отверстий в этой камере. При большем открытии заслонки вторичной камеры поступает большее количество топливной смеси;

ускорительный насос питает только первичную камеру карбюратора.

Электромагнитный клапан отключения системы питания холостого хода

При экономичной регулировке карбюратора двигатель после выключения зажигания может сделать еще несколько оборотов. Происходит это потому, что горючая смесь, поступающая в двигатель за счет движения поршней, воспламеняется, соприкасаясь с горячими элементами двигателя в камере сгорания. При этом горючая смесь поступает через систему холостого хода. Поскольку такой режим нежелателен для двигателя, то после выключения зажигания прекращается подача топливной смеси в систему холостого хода. Электромагнитный клапан холостого хода прекращает поступление основного и дополнительного потоков горючей смеси в смесительную камеру под дроссельной заслонкой.

Самопроизвольное воспламенение топлива в двигателе

Если двигатель после выключения зажигания продолжает работать, следует:

Затянуть ручной тормоз.

Включить вторую передачу и, постепенно отпуская педаль сцепления, остановить двигатель.

Для автомобиля с автоматической коробкой передач нажимать на педаль акселератора до тех пор, пока двигатель не прекратит работать из-за поступления избытка топлива.

Проверка электромагнитного клапана

Приложить палец к клапану.

При включении и выключении зажигания (помощником) слышен отчетливый щелчок.

Отсоединить провод от клапана.

Вывернуть клапан.

В карбюраторе 1ВЗ это можно сделать только с помощью специального приспособления VАС 3082.

Снова подключить провод, выдвинуть головку клапана примерно на 4 мм.

Приложить клапан к "массе" и попросить помощника включить и выключить зажигание.

Головка клапана должна передвигаться. В противном случае клапан заменить.

Установка оборотов холостого хода и содержания окиси углерода

Точная установка оборотов холостого" хода почти не достижима для автолюбителя. Кроме точного тахометра, необходим газоанализатор. Простые тестеры, которые предлагаются автолюбителям, недостаточно точны. Поэтому такие работы должен выполнять специалист - карбюраторщик на СТО.

Подготовительные работы

При выполнении этих работ двигатель должен быть теплым. Температура масла должна составлять около 60°С.

Подключить электроизмерительные приборы. В автомобиле с транзисторным зажиганием это можно делать только при выключенном двигателе.

Воздушная заслонка должна быть полностью открыта. Это означает, что ручка тяги "подсоса" должна быть полностью утоплена; в автомобилях с автоматическим устройством пуска ограничительный винт заслонки не должен опираться о ступенчатый диск.

Отсоединить от воздушного фильтра трубопровод вентиляции картера, заткнуть патрубок.

В варианте ручной установки патрубок, через который поступает свежий воздух, должен находиться в положении "лето".

Все потребители электроэнергии должны быть выключены. Если сработает вентилятор радиатора, то операцию установки оборотов холостого хода следует прервать.

Если установка оборотов и количества СО продолжается более двух минут, в выпускной трубе собирается окись углерода, что искажает измерения. В этом случае следует нажать педаль акселератора до половины и удерживать примерно 20 секунд.

Регулировочные винты

Скорость вращения коленчатого вала на холостом ходу во всех двигателях устанавливается с помощью винта регулировки качества дополнительной горючей смеси.

Для установки содержания окиси углерода во всех двигателях служит винт регулировки СО. Винт находится под пробкой. В случае необходимости вынуть пробку пассатижами или с применением острого инструмента.

Снятие карбюратора

Карбюратор закреплен на впускном коллекторе через уплотняющую прокладку или резиновый фланец. Способ крепления: карбюраторы 1ВЗ, 2В2 и 2В5 закреплены на впускном коллекторе или промежуточном фланце с помощью шпилек; гайки, крепящие карбюраторы PIC и PICT или промежуточный фланец, расположены снизу под впускным коллектором.

Сняв карбюратор, закрыть вход во впускной коллектор.

Снять с карбюратора воздушный фильтр или патрубок подачи воздуха.

Промаркировать и снять топливные и вакуумные трубопроводы и электрические провода.

При необходимости отсоединить трубопроводы охлаждающей жидкости от крышки пускового устройства.

Прежде всего отвернуть пробку радиатора или расширительного бачка, чтобы ликвидировать повышенное давление в системе охлаждения.

Отсоединить тягу акселератора от карбюратора.

Карбюратор РIС: отсоединить тягу "подсоса".

Карбюраторы РIС и РIСТ: отвернуть две или четыре гайки снизу впускного коллектора.

Вынуть карбюратор, возможно, с промежуточным фланцем.

Для того, чтобы отсоединить от карбюратора эластичный фланец, отвернуть две крепящие его гайки.

Карбюраторы 1ВЗ, 2В2, 2В5: отвернуть сверху винты Мб, вынуть карбюратор вверх. Если существует необходимость снятия промежуточного фланца, отвернуть четыре гайки на впускном коллекторе.

Все карбюраторы: при установке затягивать винты или гайки, крепящие карбюратор, моментом 10 Нм.

Проверить установку тяги акселератора

Чистка карбюратора

Снять карбюратор.

Снять крышку карбюратора и, при необходимости, тягу "подсоса"

Вынуть поплавок и убедиться, что он легко поворачивается на своей оси.

Проверить, что игольчатый клапан плотно ввернут в крышку карбюратора, а игла клапана не повреждена.

Если на дне поплавковой камеры собралась грязь, удалить ее с помощью тряпки.

Жиклер продуть сжатым воздухом.

Жиклеры выполнены из мягкой латуни, и затягивать их можно только небольшим усилием.

Не отворачивать регулировочные винты, которые застопорены с помощью лака. Это может нарушить работу карбюратора.

Проверить подшипники дроссельной заслонки. Люфт оси может вызвать поступление в карбюратор излишнего воздуха, нарушить работу двигателя на холостых оборотах, а также плавный переход на работу с двумя камерами.

Поставить новую прокладку между корпусом и крышкой карбюратора. Прокладка не должна перекрывать ни одно
из отверстий. В противном случае появятся неисправности в работе карбюратора.

Не допускается смазывать ось дроссельной заслонки и ось пусковой воздушной заслонки. Грязь, попадая в масло, воздействует на подшипники осей заслонок как наждачная бумага

Rambler's Top100