Система питания двигателя

 

Бензобак

Бензобак расположен перед задней осью. Его емкость - 42 литра. В случае длительных перерывов в эксплуатации автомобиля, достигающих нескольких недель, бензобак следует заполнять бензином полностью. Иначе на его стенках появляется водяной конденсат, вызывающий коррозию.

Перед началом каких-либо работ с системой питания следует отключить провод "массы" от аккумулятора. Замыкание электрических цепей может вызвать искру и, как следствие, взрыв паров бензина.

Опорожнение бензобака

В автомобилях, выпущенных до 2/76, для этой цели служит резьбовая пробка. В новых бензобаках ее нет.
Так как подающий и сливной топливопроводы находятся в верхней части бензобака, бензин можно слить следующим способом:

Если в бензобаке много бензина, то через заливную горловину как можно глубже ввести внутрь шланг.

Верхний конец шланга заткнуть пальцем, вытащить его немного и слить бензин в емкость.

Засасывать бензин ртом опасно для здоровья!

В случае если бензина в бензобаке мало, следует поднять заднюю часть автомобиля.

Снять хомут патрубка, соединяющего заливную горловину и бензобак.

Отсоединить патрубок от бензобака и слить бензин в подставленную емкость.

При необходимости заменить патрубок и хомуты.

Снятие бензобака

Очистить автомобиль снизу, чтобы в систему питания не могла попасть грязь.

Слить топливо.

Отвернуть защитную крышку датчика уровня топлива (в багажнике).

Снять топливопроводы, отключить электрические провода от датчика уровня топлива.

Поднять заднюю часть автомобиля.

Отсоединить задние тормозные шланги.

Отвернуть по две гайки, крепящие заднюю ось с правой и с левой стороны, отвести ось вниз и подпереть ее.

Отсоединить два хомута спереди и один сзади заднего глушителя.

Снять патрубок между заливной горловиной и бензобаком.

Отвернуть гайки стяжных лент, крепящих бензобак к кузову, опустить и вынуть бензобак.

При установке проверить, что предохранительный клапан внизу в заливной горловине бензобака легко передвигается. Заслонка клапана должна перекрывать клапан собственным весом.

При необходимости вытянуть трубу с присоединенной к ней заслонкой и повернуть ее.

После подсоединения тормозных шлангов следует удалить воздух из тормозной системы.

Замена бензобака

С 8/79 бензобак имеет трубку для выхода воздуха с уменьшенным диаметром и еще одну трубку (вместо двух) для вентиляции бака. При замене бензобака:

Снять трубопроводы удаления воздуха.

В новый трубопровод удаления воздуха диаметром 12 мм и длиной 1,2 метра вставить спиральную пружину,
предотвращающую перегибы трубопровода. Вставлять ее следует так, чтобы пружина оказалась на расстоянии
700 мм от того конца трубопровода, который подсоединяется к горловине бензобака.

Трубопровод плотно заткнуть пробкой и вставить через отверстие в бензобак.

Конец трубопровода тщательно очистить и надеть на патрубок бензобака.

Чтобы облегчить надевание верхнего конца трубопровода на патрубок заливной горловины, опустить его ненадолго в кипяток.

Новый трубопровод для вентиляции диаметром 5 мм должен иметь длину 1,2 м.

Конец трубопровода заткнуть и вставить в бензобак.

Трубопровод надеть на патрубок бензобака, тщательно его очистив.

Патрубок соединительного устройства заткнуть пробкой.

На все соединения трубопроводов установить резьбовые хомуты.

Между бензобаком и лентой крепления должна находиться резиновая прокладка. В противном случае бензобак протрется.

Нижнюю часть нового бензобака следует покрыть антикоррозийным составом.

В автомобилях без спиральной пружины в трубопроводе удаления воздуха (выпуска до 2/78) перерезать старый трубопровод между задней осью и вырезом в элементе крепления.

Отсоединить верхний конец от заливной горловины.

Новый трубопровод со спиральной пружиной сделать такой же длины, как и старый, и присоединить к патрубку заливной горловины.

Заткнуть бензопровод пробкой и протащить его через отверстия в кузове.

Перед подсоединением к бензобаку тщательно очистить его конец.

Новый и старый трубопроводы подсоединить к соединительному устройству и установить резьбовые хомуты.

Датчик указателя уровня топлива

Датчик уровня топлива в автомобилях, выпущенных до 1/76, находится с правой стороны, а с 2/76 - в верхней части бензобака. Указатель уровня топлива не является прецизионным прибором. Неточно работающий датчик можно откорректировать, подгибая тягу поплавка.

Снятие датчика уровня топлива

В автомобилях выпуска до 1/76: слить топливо.

В автомобилях выпуска со 2/76: снять заднее сиденье.

Если нужно, снять обивку пола.

Отвернуть черную штампованную крышку

Все автомобили: отсоединить все провода.

Промаркировать провода, чтобы их не перепутать.
Голубой шланг является сливным топливопроводом (отсутствует в двигателях с толкателями рабочим объемом 1,5 литра, выпускавшихся до 7/75).

Отсоединить провода от датчика уровня топлива.

Вставить ключ в отверстие трубки в верхней части датчика уровня топлива.

Вывернуть датчик и вынуть его, слегка поворачивая.

Заменить уплотнительную прокладку.
Перед установкой прокладку смазать маслом, чтобы датчик поворачивался при наворачивании.

Равномерно прижать кожух датчика и сильно затянуть ключом.

При установке обратить внимание на правильное положение датчика:

в автомобилях выпуска до 1/76: патрубок топливопровода обращен вперед;

со 2/76: электрический контакт в датчике уровня топлива должен быть обращен вперед;

все модели: правильно подключить подающий и сливной топливопроводы. В противном случае бензонасос не будет засасывать топливо.

Вентиляция бензобака и удаление воздуха из бензобака при заправке

Бензобак требует довольно сложной системы вентиляции и удаления воздуха. С 8/79 она состоит из двух трубопроводов, а в более ранних моделях - из трех.

К заливной горловине подключен трубопровод удаления воздуха из бензобака. Он направлен вниз и идет к верхней части бензобака. Через этот трубопровод выходит воздух, когда бак наполняется бензином.

Второй (и третий) трубопровод подсоединен к бензобаку в его верхней части, там, куда не доходит топливо. Он позволяет удалить постоянно появляющиеся пары бензина. Через этот трубопровод во время движения в бензобак поступает воздух из атмосферы, препятствуя образованию повышенного давления, которое могло бы способствовать перерыву в подаче топлива в двигатель и даже привести к деформации бака.

С 8/79 трубопровод вентиляции идет к гравитационному клапану вверху заливной горловины, а далее вниз, в направлении пола автомобиля.

Проверка гравитационного клапана

Гравитационный клапан с 8/79 устанавливается на заливной горловине. Он препятствует вытеканию бензина через вентиляционный трубопровод, если автомобиль установлен на площадке с наклоном, даже если бензобак наполнен до предела, а также, если автомобиль перевернется. Если при заправке автомобиля подача топлива на бензоколонке постоянно отключается, необходимо проверить гравитационный клапан.

Отвернуть кожух выше правого заднего колеса.

Проверить, что гравитационный клапан установлен вертикально. Если нет -установить его правильно.

Если проблемы возникают и далее, отвернуть хомуты и снять шланги с клапана.

Отсоединить гравитационный клапан от держателя.

На верхний и нижний концы клапана надеть вспомогательные трубки.

Опустить нижнюю трубку в емкость с водой.

Подуть в верхнюю трубку при вертикально расположенном клапане. Не должно ощущаться сопротивления прохождению воздуха. Из воды появляются пузырьки.

Наклонить клапан под углом 45° и снова подуть в него. Пузырьки не должны появляться.

При замене гравитационного клапана обратить внимание на его конструктивное исполнение.

Топливопроводы

Топливо подается из бензобака через топливопроводы. Чтобы давление топлива на игольчатый клапан карбюратора не было чрезмерным, во всех автомобилях, выпущенных с 8/75, излишек топлива возвращается в бак через сливной топливопровод.

Сливной топливопровод (кроме автомобилей с рабочим объемом 1,5 литра, выпущенных до 7/75) обычно имеет голубой цвет.

Чтобы через сливной топливопровод не уходило слишком большое количество топлива, в нем установлен жиклер.

До 7/78 топливная магистраль разделяется еще перед карбюратором, а жиклер находится в обратном бензопроводе.

С 8/78 жиклер размещается в тройнике. 6. В автомобилях с карбюратором 1ВЗ (выпущенных до 4/80) сливной топливопровод подключен к крышке поплавковой камеры, а жиклер находится в патрубке в месте подсоединения обратного бензопровода.

Снятие топливопроводов

Ослабить хомут, слегка поворачивая топливопровод.

При установке вместо хомутов со шплинтом использовать резьбовые хомуты.

Топливосборник

В автомобилях с карбюраторами 1ВЗ между бензонасосом и карбюратором установлен топливосборник, который облегчает пуск горячего двигателя. При подключении к нему топливопроводов следует соблюдать следующие указания:

вертикальный патрубок соединяется с карбюратором;

верхний наклонный патрубок - с обратным бензопроводом;

патрубок на боковой стенке соединяется с бензонасосом.

Бензонасос

В двигателе 1,1/1,3 л бензонасос находится с правой стороны на высоте первого цилиндра. Бензонасос приводится эксцентриком распределительного вала.

В двигателе 1,5/1,6 л бензонасос находится спереди на уровне третьего цилиндра и приводится эксцентриком вспомогательного вала.

Принцип действия всех насосов одинаковый: в верхней части расположены впускной и выпускной клапаны, а в нижней - приводной механизм и мембрана. Пружина тянет вниз толкатель мембраны, вызывая открытие впускного клапана: топливо засасывается из бензобака. Привод насоса заставляет мембрану двигаться вверх, открывая выпускной клапан: топливо нагнетается в карбюратор.

Неисправности бензонасоса

Неисправности в работе бензонасоса связаны, в основном, с клапанами. Если какой-либо из клапанов неисправен, то насос перестает работать. В случае повреждения бензонасос следует заменить.

Проверка бензонасоса

Отсоединить топливопровод от карбюратора и погрузить в емкость. Попросить помощника запустить двигатель.

Из топливопровода должен вытекать бензин.

Давление, создаваемое бензонасосом, можно измерить. При скорости вращения коленчатого вала 4000 об/мин и перекрытом обратном трубопроводе оно составляет 0,20-0,25 бар.

Снятие бензонасоса

Снять бензопроводы, подходящие к бензонасосу.

Закрыть подающий бензопровод, вставив в него подходящий болт.

Вывернуть болты с внутренним шестигранником.

При установке заменить прокладку под бензонасосом. При этом в двигателе 1,5/1,6 л может быть установлен промежуточный фланец.

Крепящие болты затянуть моментом 20 Нм.

Очистка фильтра бензонасоса

Фильтр находится под крышкой бензонасоса. В бензонасосах ранней конструкции крышку можно снимать.

Отвернуть винт крепления крышки.

Снять крышку.

Вымыть фильтр в чистом бензине и продуть.

Проверить уплотнительную прокладку.

При сборке выступ на крышке должен войти в выемку на корпусе бензонасоса.

Замена топливного фильтра

Фильтр помещен в разрыве топливопровода между бензобаком и бензонасосом.

Снять хомуты и топливопроводы.

Установить новый фильтр с новыми хомутами.

При установке обратить внимание на стрелку на корпусе фильтра, которая указывает направление движения топлива

Rambler's Top100