Система смазки двигателя

 

В двигателе имеется много деталей, требующих смазки моторным маслом, подаваемым под давлением масляным насосом. Насос засасывает масло через маслоприемник с фильтром и нагнетает его в масляный фильтр. Если бумажный фильтрующий элемент засорен, то срабатывает предохранительный клапан, обеспечивая поступление масла в двигатель. Однако непрофильтрованное моторное масло вызывает преждевременный износ деталей. После фильтра масло проходит через каналы в блоке цилиндров в точки смазки коленчатого вала, промежуточного вала (только в двигателях 1,5/1,6 л) и в головку к распределительному валу. Через отверстия масло стекает обратно в масляный картер и снова закачивается в систему смазки двигателя с помощью масляного насоса.

Масляный насос

Двигатель 1,1/1,3 л имеет шестеренчатый насос с внутренним зацеплением. Малая шестерня посажена непосредственно на коленчатый вал двигателя. Эту шестерню снаружи охватывает шестерня с внутренними зубьями. Между ними находится статор в виде полумесяца, который образует камеры неодинакового объема. При вращении шестерен масло засасывается и нагнетается в масляный фильтр.

Двигатель 1,5/1,6 л имеет обычный шестеренчатый насос. Две шестерни, находясь в зацеплении и вращаясь в противоположных направлениях, нагнетают масло в систему смазки.

Возможен обрыв привода масляного насоса в двигателе 1,1 /1,3 л. При этом давление масла резко упадет. Поэтому при загорании во время езды контрольной лампы давления масла следует немедленно остановить двигатель.

Температура масла

Нормальная работа двигателя зависит от температуры масла. Однако только в некоторых моделях автомобилей имеется датчик температуры масла, который позволяет с помощью указателя контролировать тепловой баланс двигателя. Фирма "Фольксваген" указывает температуру 145 °С как максимально допустимую температуру в масляном картере (однако это касается только масла высокого качества). При этом температура в области поршневых колец может достигать 300 °С.

Более опасными, чем высокие температуры, являются температуры низкие. При температуре ниже 60 °С присадки, содержащиеся в масле, не выполняют свои функции полностью, что вызывает значительное увеличение потребления масла. Поэтому при запуске холодного двигателя не следует превышать скорость вращения 3500 оборотов в минуту до тех пор, пока температура масла не поднимется до 60 °С. Если в автомобиле нет датчика температуры масла, то ориентировочно можно сказать, что моторное масло зимой при коротких поездках достигает температуры 60 °С только после 15 минут езды. В теплые периоды года и в режиме непрерывного движения на это требуется всего около 6 минут.

Давление масла

Давление всесезонного масла класса SАЕ 20W40 при температуре 80 °С и скорости вращения коленчатого вала 2000 об/мин должно составлять не менее 2 бар. Величину давления можно контролировать по дополнительно установленному указателю давления масла.

Контроль давления масла обычно производится с использованием датчика, благодаря работе которого контрольная лампа на панели приборов гаснет, когда давление масла достигает 0,15-0,45 бар. В автомобилях, выпущенных после 8/82, установлен другой датчик, который информирует о слишком низком давлении масла. На падение давления масла ниже 1,8 бар при скорости вращения 2150 об/мин указывает мигание контрольной лампы и звуковой сигнал. Слишком высокое давление масла также не допускается. Редукционный клапан в масляном насосе позволяет избытку слишком густого и холодного масла перетекать обратно в поддон картера. Это предохраняет двигатель от чрезмерного давления масла. Если необходимо измерить давление масла в двигателе, следует вывернуть датчик давления масла и вместо него подключить специальный манометр.

Вентиляция картера

Даже новый двигатель нагнетает в картер 50-70 литров газов в минуту. Создаваемое при этом давление необходимо уменьшить путем вентиляции картера.

Токсичные газы из картера двигателя направляются в корпус воздушного фильтра (из-за необходимости защиты окружающей среды). Оттуда газы снова поступают в двигатель. В двигателях 1,1/1,3 л (если смотреть по направлению движения) с правой стороны в задней части картера размещен патрубок для отвода картерных газов. Там же размещен и маслоотделитель. В двигателях 1,5/1,6 л трубопровод для отвода картерных газов подключен к крышке головки цилиндра.

Визуальная проверка двигателя

Осмотреть двигатель сверху и снизу.
Незначительные подтеки масла неопасны.
Все двигатели хоть немного, но "потеют". И Следует обратить внимание на пятна
масла, появляющиеся под автомобилем на
стоянке и явные загрязнения двигателя маслом.

Очистить двигатель с помощью специального средства от грязи и следов масла.

После контрольной поездки протяженностью несколько километров провести контрольный осмотр двигателя.
Возможные места утечки масла

Особое внимание следует обратить на:

Уплотнения коленчатого и распределительного валов, а в двигателях 1,5/1,6 - еще и промежуточного вала;

прокладку головки блока;

уплотнительную прокладку топливного насоса;

уплотнение привода распределителя зажигания;

датчик давления масла;

уплотнение масляного фильтра и корпус фильтра;

уплотнение крышки головки цилиндров.

Если масло вытекает из-под крепежных соединений, следует проверить, не ослаблены ли они. Никогда не следует по ним ударять. Должны быть строго выдержаны следующие моменты затяжки

бензонасос - 20 Нм;

поддон картера - 20 Нм;

крышка головки блока - 10 Нм.

Не закрытый снизу моторный отсек оченьбыстро загрязняется. Это весьма неприятно, особенно зимой, когда соли, содержащиеся в снегу, вызывают коррозию и могут нарушить зажигание. После тщательной мойки двигателя все его системы следует покрыть консервационным составом.

Rambler's Top100