Радиатор
Особенности устройства.
Он состоит из корпуса и расположенных внутри трубок и пластин из легкого сплава. Большое число тонкостенных трубок соединяет отдельные ячейки радиатора. Для увеличения площади охлаждения между трубками расположены горизонтальные пластины.
При подозрении на негерметичность радиатора следует обратиться в мастерскую. При наличии очевидного дефекта Вы можете самостоятельно снять радиатор и отнести в ремонт.
Чистка радиатора.
Через расположенный глубоко воздушный проход для радиатора (ниже бампера) в пластины радиатора иногда попадают насекомые. При этом .бывает необходима чистка радиатора.
Снять переднюю облицовку.
Снять верхнюю облицовку радиатора.
Снять электровентилятор с удерживающей рамкой.
Открутить воздуховод на радиаторе спереди.
Сухие остатки насекомых обрызгать средством, растворяющим белок.
Через некоторое время промыть радиатор сзади. Через пластины радиатора следует промывать не слишком сильной струей. Жесткая щетка или острый инструмент могут повредить пластины радиатора.
Специальные средства для очистки радиатора изнутри применять не рекомендуется, если используется охлаждающая жидкость с добавками, предохраняющими от ржавчины.
Снятие радиатора.
Слить охлаждающую жидкость.
Отсоединить шланги охлаждающей жидкости от радиатора.
Снять верхнюю облицовку радиатора.
Снять электровентилятор с удерживающей рамкой.
Открутить болты держателя радиатора сверху.
Снять радиатор вместе с воздуховодом, он вставлен снизу в удерживающую проушину с резиновым вкладышем.
Открутить воздуховод на радиаторе спереди.
Выкрутить термовыключатель, если необходимо
Закрутить термовыключатель с новым уплотнительным кольцом, момент затяжки 25 Нм.
Термостат.
Функционирование термостата.
"Включение" термостата осуществляется втулкой, заполненной специальным твердым наполнителем и подсоединенной к ней тарелкой клапана. При нагревании охлаждающей жидкости твердый наполнитель тает и при этом расширяется, благодаря этому тарелка клапана открывается.
Все время, пока температура охлаждающей жидкости возрастает, термостат постепенно увеличивает приток холодной жидкости из радиатора и
одновременно перекрывает малый контур.
Если в процессе движения температура охлаждающей жидкости опускается ниже требуемой рабочей температуры, пружина термостата снова нажимает тарелку клапана в положение "закрыто" и перекрывает проход через радиатор до тех пор, пока охлаждающая жидкость опять не станет достаточно горячей. Термостат расположен спереди справа под корпусом водяного насоса.
Неисправности термостата.
Обычно термостат безупречно работает во время всего срока службы. Если это не так, то причины могут быть следующие:
Накапливаются отложения между тарелкой клапана и местом к которому она прилегает. Из-за этого термостат при низких температурах охлаждающей жидкости не может до конца закрываться, нагретая охлаждающая жидкость снова проходит через радиатор.
Распознавание; температура по индикатору увеличивается медленнее, отопитель начинает греть позже, чем обычно.
Следствие; если, Вы продолжите движение, это не приведет к серьезной неисправности. Однако двигатель будет находиться слишком долго в непрогретом состоянии.
Опасным для двигателя будет, если вещество выйдет из втулки термостата, а оставшаяся часть втулки не сможет нажиматься. При этом клапан будет оставаться закрытым.
Распознавание: стрелка индикатора температуры стоит на максимуме и горит лампочка предупреждения о перегреве.
Следствие; Если так будет продолжаться и дальше может прогореть прокладка головки цилиндров и покоробиться сама головка.
- При этом может помочь только снятие термостата или буксировка автомобиля.
Снятие термостата.
Снять в пути термостат, который перестал работать, не представляет трудностей. Он расположен довольно низко, поэтому необходимо слить почти всю жидкость из системы.
Для того чтобы охлаждающая жидкость не вытекала из расширительного бачка, отсоединенный шланг следует заткнуть болтом М8.
Стяжные хомуты шланга без затруднений можно ослабить при помощи захвата.
Кроме того, при горячем двигателе потребуется потратить довольно много времени прежде, чем приступить к работе без опасности ошпарить себе руки. При установке нового термостата нужно одновременно заменить уплотнительное кольцо на корпусе термостата или на корпусе водяного насоса.
Полностью слить охлаждающую жидкость.
Подпереть автомобиль спереди.
Открутить фланец шланга внизу на корпусе водяного насоса или на корпусе термостата и отжать его в сторону.
При установке термостата его небольшая уплотнительная пластина должна быть обращена к двигателю.
Болты на корпусе термостата или на корпусе водяного насоса затянуть моментом 10 Нм.
Проверка термостата.
При помощи термометра Вы можете проверить, открывается ли термостат при требуемой температуре.
Снять термостат.
Подвесить термостат в сосуде с водой и нагреть воду.
Проверить, поднимается ли клапан.
Номинальные величины: начало открывания - 85°С, полное открывание - 105°С.
При желании можно проверить ход при открывании, он должен составлять 7 мм.
Водяной насос.
Охлаждающая жидкость циркулирует благодаря водяному насосу. Он расположен на двигателе спереди справа и приводится в действие клиновым ремнем.
Снятие водяного насоса.
Слить охлаждающую жидкость
Снять клиновый ремень.
Снять крышку зубчатого ремня.
Подпереть автомобиль
Отсоединить шланги от водяного насоса.
Для облегчения работы открутить четыре болта корпуса водяного насоса.
Открутить в общей сложности восемь резьбовых соединений между корпусом переднего подшипника и корпусом водяного насоса. Крыльчатка насоса расположена в корпусе подшипника.
Заменить прокладку между корпусом подшипника и корпусом водяного насоса.
Если полностью снимался корпус водяного насоса, при установке необходимо заменить прокладку между корпусом и блоком цилиндров.
Затянуть болты водяного насоса моментом 10 Нм, корпуса подшипника и болты крепления шкива клинового ремня - моментом 20 Нм
Проверка натяжения клинового ремня.
Техническое обслуживание системы охлаждения включает себе проверку натяжения клинового ремня. Проскальзывание клинового ремня распознается по наличию визга, если на холостом ходу дать "газ", система охлаждения при этом работает хуже.
Надавить с силой на клиновой ремень пальцем.
На автомобиле без усилителя рулевого управления это нужно сделать между водяным насосом и генератором.
На автомобиле с климатической установкой в без усилителя рулевого управления - между водяным насосом и компрессором климатической установки.
Номинальная величина прогиба составляет 5 мм.
Вентилятор радиатора.
С левой стороны радиатора вкручен выключатель, срабатывающий от температуры. Когда он "чувствует", что обтекающая вокруг него охлаждающая жидкость достаточно нагрета, он включает первую скорость вентилятора радиатора. Через дополнительное сопротивление через вентилятор проходит ограниченный ток и он вращается с половинчатой скоростью.
Если температура охлаждающей жидкости продолжает расти, включается вторая скорость работы вентилятора и он вращается с полной скоростью. Это происходит благодаря наличию еще одного контакта переключения в термовыключателе. При уменьшении температуры охлаждающей жидкости вентилятор снова переключается на половинчатую скорость, а затем отключается.
Для работы вентилятора после выключения двигателя имеется дополнительный термовыключатель.
Вентилятор на более поздних моделях автомобилей имеет еще одно назначение: он должен препятствовать попаданию пузырьков пара в топливную систему. Чтобы облегчить повторный запуск прогретого двигателя, вентилятор после заглушения двигателя должен работать еще некоторое время (до 12 минут), чтобы отводить тепло, накопившееся в моторном отсеке. Этот процесс управляется при помощи дополнительного термовыключателя и блока управления при выключенном зажигании.
Неисправности вентилятора радиатора.
Неисправность двигателя вентилятора может привести к перегреву охлаждающей жидкости, но только при длительной работе двигателя на холостом ходу или при подъеме в горной местности. Выход вентилятора из строя не означает окончание движения:
После некоторого остывания двигателя можно с небольшой скоростью на невысоких оборотах двигаться к ближайшей автомастерской. При этом нужно постоянно следить за указателем температуры и лампой контроля температуры.
Работа на холостом ходу и движение накатом, напротив, опасны для двигателя, т.к. при этом охлаждающий воздух не проходит через пластины радиатора.