Особенности устройства
Восьмиклапанный двигатель
Для уменьшения массы и улучшения теплопроводности головка цилиндров отливается из легкого сплава. Седла клапанов устанавливаются в нагретую головку цилиндров, поэтому после остывания они жестко "блокируются". Свечи зажигания включаются непосредственно в резьбовые отверстия в головке цилиндров.
Впускной и выпускной клапаны расположены напротив друг друга, при этом сильно нагревающиеся выпускные клапаны обращены к передней части двигателя. В верхней части головки цилиндров расположен распределительный вал. Благодаря особой форме кулачков клапаны открываются и закрываются при определенном положении поршней. Таким образом определяется момент открывания клапанов.
Шестнадцатиклапанный двигатель
Удвоение числа клапанов привело к совершенно новой конструкции головки цилиндров. В камере сгорания выпускные клапаны расположены вертикально по отношению к оси цилиндра, тогда как выпускные клапаны наклонены под углом 20°.
В центре расположена свеча зажигания. Это обеспечивает одинаковое во все стороны расстояние для распространения горения смеси. Благодаря этому обеспечивается быстрое и полное сгорание смеси.
Ряд впускных клапанов расположен по передней стороне двигателя. Для повышения износостойкости они оснащены так называемыми кольцами армирования.
Расположенные сзади выпускные клапаны устроены еще сложнее. Они изготовлены из жаропрочного материала, имеют армирование и, кроме того, их полые стержни заполнены натрием, Этот жидкий металл при движении плещется туда и сюда. Он отнимает тепло от тарелок клапанов и отводит его к стержню и через направляющую втулку - к головке цилиндров.
Снятие крышки головки цилиндров
Восьмиклапанные двигатели.
Снять шланг вентиляции картера коленчатого вала.
Снять топливный шланг между бачком и карбюратором.
Отсоединить трос "газа" на карбюраторе или устройстве впрыска и отсоединить опору. Предохранитель для облегчения установки снова вставить на прежнее место.
Отсоединить пружинные скобки крышки зубчатого ремня от пластмассовых деталей.
Открутить гайки крепления крышки.
Снять подкладные шайбы и пластины и заднюю часть пластмассовой крышки зубчатого ремня. Детали не следует раскладывать возле открытой головки цилиндров.
При наличии металлической крышки зубчатого ремня, ее следует слегка поддеть. При этом гайку с внутренним шестигранником на торцевой стороне двигателя следует повернуть вправо.
Осторожно снять крышку головки цилиндров. Если она сидит плотно, можно ударить по ней, рукояткой молотка.
При сборке следует установить снаружи прокладку крышки головки цилиндров и прокладки на торцевых сторонах.
Шестнадцатиклапанный двигатель.
Открутить в середине крышки два болта и еще шесть по периметру.
Снять крышку.
При повторной установке следует обязательно поставить новые прокладки (только в комплекте).
Более длинная прокладка служит для предотвращения просачивания масла в каналы свечей зажигания.
Она должна быть тщательно уложена так же как и облегающая резиновая прокладка.
Затянуть болты моментом 10 Нм.
На шестнадцатиклапанном двигателе крышка головки цилиндров удерживается на головке цилиндров двумя болтами. Для уплотнения с одной стороны служит прокладка - для отверстий свечей зажигания и облегающая резиновая - прокладка.
Снятие головки цилиндров.
Восьмиклапанные двигатели.
Для проведения этой работы нужно отсоединить переднюю выпускную трубу от впускного коллектора. На некоторых двигателя это не так просто: коллектор и труба соединены друг с другом стяжными пружинами, для снятия и установки которых в мастерской используется специальное приспособление. Если этого приспособления нет, можно снять выпускной коллектор. Это тоже проблематично, поскольку можно сорвать шпильки.
Отсоединить отрицательный провод от аккумуляторной батареи.
Отсоединить впускной шланг от воздушного фильтра, открутить впускной патрубок и снять со шлангом.
Заткнуть отверстие карбюратора тряпкой, не оставляющей нитей, чтобы в него не попала грязь.
Слить охлаждающую жидкость.
Отсоединить шланги охлаждающей жидкости от головки цилиндров.
Отсоединить штекеры свечей зажигания, снять крышку распределителя и снять вместе с проводами.
Отсоединить тягу "газа" на карбюраторе или на патрубке дроссельной заслонки системы впрыска и отсоединить от опоры, предохранитель снова вставить на прежнее место (чтобы не регулировать потом трос тяги акселератора).
Пометить и отсоединить все штекеры на головке цилиндров, карбюраторе или устройстве впрыска и впускной трубе.
Отсоединить топливопровод от карбюратора.
Отсоединить топливопроводы подачи и отвода на системе впрыска.
Пометить и отсоединить вакуумные шланги на карбюраторе, системе впрыска и дроссельной заслонке.
При наличии системы впрыска Degifant отсоединить топливопроводы подачи и отвода от топливной распределительной трубки или от регулятора давления.
Отсоединить штекеры от инжекторов.
Отсоединить шланг предварительного подогрева поступающего воздуха от выпускного коллектора.
Снять крышку зубчатого ремня.
Ослабить зубчатый ремень и стянуть с шестерни распределительного вала.
Снять крышку головки цилиндров.
Болты головки цилиндров следует ослаблять в порядке обратном тому, который указан на рисунке.
Для этого двигатель должен остыть, поскольку нагретая головка цилиндров после установки может покоробиться.
Поднять головку цилиндров с выпускным и впускным коллекторами. Если это не получается, можно помочь себе легкими ударами пластмассового молотка.
Снять старую прокладку головки.
шестнадцатиклапанный двигатель
Отсоединить провод "массы" от аккумуляторной батареи.
Слить охлаждающую жидкость, собирая ее.
Снять верхнюю часть впускной трубы.
Отсоединить шланги охлаждающей жидкости от головки цилиндров.
Пометить и отсоединить электрические штекеры на головке цилиндров и впускной трубе.
Пометить и отсоединить вакуумные шланги от дроссельной заслонки.
Вытащить инжекторы плоскогубцами, при этом не следует отсоединить топливопроводы.
Отсоединить штекер от клапана холодного запуска, выкрутить клапан и отложить в сторону вместе с подсоединенным топливопроводом.
Снять воздушный шланг между дроссельной заслонкой и измерителем количества поступающего воздуха (расходомером).
Отсоединить выпускную трубу от выпускного коллектора.
Снять крышку зубчатого ремня.
Ослабить натяжение ремня и стянуть его с шестерни привода распределительного вала выпускных клапанов.
Снять крышку головки цилиндров.
Открутить болты головки цилиндров (при остывшем двигателе) в порядке обратном указанному на рисунке.
Снять головку цилиндров вместе с впускным и выпускным коллекторами. При необходимости обстучать ее по периметру пластмассовым молотком.
Снять старую прокладку головки.
Проверка головки цилиндров и ее повторная установка (включая и моменты затяжки) производится так же и на восьмиклапанном двигателе.
Проверка головки цилиндров.
Уплотняемые поверхности блока цилиндров и головки цилиндров должны быть абсолютно чистыми и не иметь остатков старой прокладки.
Не следует царапать твердым инструментом по мягкой поверхности уплотняемой поверхности . головки цилиндров. Царапины могут стать причиной последующего повреждения прокладки головки.
Проверьте, нет ли трещин в головке цилиндров между седлами клапанов или между кольцом седла клапана и резьбой для свечи зажигания.
Не имеют большого значения небольшие риски шириной не более 0,5 мм или повреждения только первых витков резьбы для свечей зажигания.
Проверить головку цилиндров на коробление, особенно если возникло повреждение прокладки головки вследствие перегрева.
Положить металлическую линейку или заведомо ровный металлический уголок вдоль очищенной уплотняемой поверхности головки цилиндров.
Проверить наличие просвета величиной более 0,1 мм при помощи плоского измерительного щупа. Если такой просвет есть, головку цилиндров перед установкой следует сошлифовать.